Эффективность управления - это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей центров гигиены и эпидемиологии ЦГиЭ.
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса потребителей на санитарно-эпидемиологические услуги. Вопросам социальной эффективности посвящен ряд научных разработок [1,2,3]. Вместе с тем, оценка социальной эффективности совершенствования санитарно-эпидемической службы, в том числе системы управления ЦГиЭ, разработана недостаточно.
Целью исследования явилось определение социальной эффективности совершенствования системы управления ЦГиЭ.
Исследование проводилось с применением методов и принципов системного подхода[4]. Проведено комплексное исследование[5] с использованием специально разработанных программ по поведению социологического исследования среди различных групп респондентов, структурно-функционального анализа ЦГиЭ, экспертной оценки качества и эффективности работы ЦГиЭ, изучению организации труда руководителей и специалистов, оценки методологии и технологии управления ЦГиЭ. Определены и апробированы в эксперименте организационные формы совершенствования управления ЦГиЭ. В частности установлено, что следует изменить организационную структуру управления ЦГиЭ, путем ликвидации должностей зам.директора ЦГиЭ и зав.отделениями гигиены детей и подростков,коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда и охраны окружающей среды, создания новых структурных подразделений или штатных должностей по социально гигиеническому мониторингу. В результате реорганизации структура управления ЦГиЭ была преобразована от пирамидальной на плоскую форму. Изменена система управления- была внедрена в деятельность ЦГиЭ система непрерывного повышения качества управления. Для изучения социальной эффективности проведено социологическое исследование среди руководителей и врачей-гигиенистов ЦГиЭ, руководителей немедицинских учреждений и населения по репрезентативной выборке.
Интегральный показатель социальной эффективности выражается по формуле:
СЭ = СЭу + СЭсэр + СЭот где, (1)
СЭ - интегральный коэффициент социальной эффективности;
СЭу - социальная эффективность от повышения уровня удовлетворенности совершенствованием управления;
СЭсэр - социальная эффективность от улучшения социально-экономического развития;
СЭот - социальная эффективность от совершенствования организации труда.
В данной работе мы рассматриваем методику определения социальной эффективности от совершенствования управления. Для определения социальной эффективности от улучшения социально - экономического развития учреждений санитарно - эпидемиологической службы и от совершенствования организации труда работников учреждений санитарно - эпидемиологической службы требуется дополнительные исследования в этом направлении
Социальная эффективность от повышения уровня удовлетворенности совершенствованием управления (СЭу) складывается из показателей удовлетворенности четырех групп респондентов (руководителей ЦГиЭ, врачей-специалистов ЦГиЭ, населения и руководителей немедицинских учреждений, организаций и предприятий) и определяется по формуле:
СЭу = УДЦ +УОС + УУЦ + УСР где, (2)
УДЦ, УСР, УУЦ, УОС - коэффициенты удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ, организационной структурой, управлением ЦГиЭ, своей работой
Коэффициент социальной эффективности удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ определяется как произведения отдельных показателей удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ различных групп респондентов:
УДЦ = УДЦр • УДЦВ • УДЦН •∙ УДЦРН где,
УДЦр,УДЦВ, УДЦН, УДЦРН -социальная эффективность от удовлетворенности руководителей и врачей-гигиенистов, населения, руководителей немедицинских учреждений деятельностью ЦГиЭ;
Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности руководителей ЦГиЭ деятельностью руководимый ими учреждений, определяется как отношение удельного веса удовлетворенных респондентов - руководителей до и после осуществления мероприятий по совершенствованию управления ЦГиЭ:
УДЦр = где,
УДР, УДР - удельный вес удовлетворенных руководителей деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;.
УДЦр = ,
Коэффициент удовлетворенности врачей деятельностью ЦГиЭ рассчитывается по следующей формуле:
УДЦВ =
У1ДВ, УДВ - удельный вес удовлетворенных врачей деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;
Выявлено что, если после внедрения комплекса мероприятий по совершенствованию управления 90,0%, то до совершенствования управления -68,9% врачей были удовлетворены деятельностью ЦГиЭ. Коэффициент удовлетворенности врачей деятельностью ЦГиЭ будет:
УДЦВ =
Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности населения деятельностью ЦГиЭ определяется аналогичным образом:
УДЦН = где, (6)
У1ДН, УДН - удельный вес населения, которые удовлетворены деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;
УДЦН =
Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности руководителей немедицинских учреждений деятельностью ЦГиЭ вычисляется по формуле :
УДЦРН = (7)
где,
У1ДРН, УДРН -удельный вес руководителей немедицинских учреждений, удовлетворенных деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;
УДЦРН =
Используя формулу(10.3) находим величину коэффициента социальной эффективности от удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ:
УДЦ = УДЦр • УДЦВ •∙ УДЦН •УДЦРН = 1,2 • 1,3 •∙ 2,2 •∙ 1,9 = 6,5
Социальная эффективность от удовлетворенности организационной структурой определяется как произведения коэффициентов удовлетворенности руководителей и врачей- гигиенистов ОСУ ЦГиЭ:
УОС = УОСр •∙ УОСВ где, (8)
УОСр,УОСВ - коэффициент удовлетворенности руководителей и врачей организационной структурой ЦГиЭ
Коэффициент удовлетворенности руководителей ЦГиЭ организационной структурой определяется по формуле:
УОСр где, (9)
У1ОР, УОР - степень удовлетворенности руководителей организационной структурой ЦГиЭ до, после его совершенствования
Совершенствованием организационной структуры ЦГиЭ были удовлетворены все руководители ЦГиЭ. Удельный вес удовлетворенных руководителей организационной структурой ЦГиЭ составлял 69,0%.Тогда, коэффициент удовлетворенности организационной структурой ЦГиЭ составит:
УОСр
Коэффициент удовлетворенности врачей организационной структурой ЦГиЭ определяется аналогичным образом по формуле:
УОСВ= где, (10)
УОВ,УОВ - степень удовлетворенности врачей организационной структурой ЦГиЭ после и до его совершенствования
Совершенствованием организационной структуры были удовлетворены 94,0% врачей .Уровень этого показателя до реорганизации ОСУ был 66,0% .По формуле 10.9 вычисляем коэффициент удовлетворенности врачей ОСУ ЦГиЭ:
УОСВ=
С использованием формулы (7) вычисляем уровень социальной эффективности от удовлетворенности структурой ЦГиЭ:
УОС = УОСр •∙ УОСВ = 1,5 ∙1,4 =2,1
Социальная эффективность от удовлетворенности управлением ЦГиЭ состоит из произ-ведения уровня удовлетворенности врачей-гигиенистов и руководителей:
УУЦ= УУЦр •УУЦВ где, (11)
УУЦр,УУЦВ - коэффициент удовлетворенности руководителей и врачей управлением ЦГиЭ
Коэффициент удовлетворенности руководителей управлением определяется отношением удельного веса удовлетворенных руководителей до и после осуществление мероприятий по совершенствованию управления:
УУЦр = где, (12)
УУР1, УУР - удовлетворенность управлением ЦГиЭ руководителей после и до совершенствования управления
УУЦр =
Коэффициент удовлетворенности врачей управлением определяется по формуле:
УУЦВ = где, (13)
УУВ1, УУВ - удовлетворенность управлением ЦГиЭ врачей после и до совершенствования управления
УУЦВ =
Социальная эффективность от удовлетворенности управлением ЦГиЭ:
УУЦ = 1,3 •1,1 = 1,43
Социальная эффективность от удовлетворенности своей работой определили как произведения коэффициентов удовлетворенности своей работой руководителей ЦГиЭ и врачей:
УСР= УСРР • УСРВ где, (14)
УСРР, УСРВ -коэффициенты удовлетворенности руководителей и врачей ЦГиЭ своей работой
Коэффициент удовлетворенности руководителей ЦГиЭ своей работой вычисляли по формуле:
УСРр = где, (15)
У1РР, УРР - удовлетворенность руководителей ЦГиЭ своей работой после и до совершенствования управления
По формуле 10.14, находим уровень коэффициента удовлетворенности руководителей ЦГиЭ своей работой:
УСРр =
Коэффициент удовлетворенности врачей своей работой выражается по формуле:
УСРр = (16)
У1РВ, УРВ - удовлетворенность врачей ЦГиЭ своей работой после и до совершенствования управления
Коэффициент удовлетворенности врачей своей работой будет:
УСРр =
Используя формулу (13) определяем социальную эффективность от удовлетворенности своей работой кадров управления ЦГиЭ:
УСР= УСРР • УСРВ=1,6 • 1,2=1,92
Используя формулу (10.2) определяем социальную эффективность в связи с повышением удовлетворенности различных групп респондентов совершенствованием управления ЦГиЭ:
СЭу = УДЦ +УОС + УУЦ + УСР = 6,5+2,1+1,43+1,92=37,5
СЭу=11,95
Социальная эффективность от совершенствования управления ЦГиЭ составляет 11,95. Таким образом, совершенствования организационной структуры управления ЦГиЭ дает ощутимую социальную эффективность и является дополнительным подтверждением целесообразности комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления санитарно-эпидемиологической службой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Короп А.Ф. Методика определения и оценки медицинской социальной и экономической эффективности внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения (методические рекомендации). Харьков, 1996, 24 с.
- Короп А.Ф., Федченко Ю.Г., Сокол К.М. Результаты социологического исследования по оценке организации качества и эффективности специализированной медицинской помощи. Проблеми медичноi науки та освiти, 2000, №3, с.4-6.
- Юрченко В.Д., Гульчий Н.В., Гадчук В.И. Методико-социологическая информация - составная часть системы оценки качества медицинских услуг. Киев, 1993, 29 с.
- Лисицин Ю.П. Комплексные социально-гигиенические исследования, их место и перспективы. Сов. здравоохр., 1973, №6, с.16-22.
- Шиган Е.Н. Системный анализ в здравоохранении. М., изд.ЦОЛИУВ, 1982, с.72.