Восточное Забайкалье относится к регионам экологического неблагополучия (РЭН). Здесь наблюдается сильное воздействие на человека неблагоприятных, субэкстремальных и экстремальных факторов, вызывающих адаптационные реакции и патологические процессы. Суровый резко-континентальный климат с долгой, малоснежной, холодной зимой и коротким жарким летом вызывает напряжение адаптационных систем организма. Регион относится к наиболее опасным по метеорологическому потенциалу загрязнения атмосферы, для него характерны, сравнительно с другими областями РФ, повышенные концентрации ряда загрязняющих веществ. Читинская область - старейший горнорудный район России. Развитие горнорудной и перерабатывающей промышленности привело к накоплению десятков миллионов тонн отходов. Концентрации вредных химических элементов в них превышают допустимые в десятки раз. Физическую среду Забайкалья в целом характеризует высокий уровень радиации, как естественного, так и техногенного генеза. Восточное Забайкалье относится к крупнейшей ураноносной провинции страны. На территории области добывается почти 100 % урана РФ, цветные металлы.
Все это характеризует физическую среду Забайкалья как экологически неблагоприятную. Ее характеристики в совокупности представляют собой средовые условия для развития интеллекта детей, проживающих в данном регионе. Физическая среда задает своими влияниями определенные изначальные возможности развития детского интеллекта. Ведь, прежде всего, без взаимного обмена со средой не могут функционировать ни мозг, ни организм в целом, ни отдельные его системы, которые в комплексе обеспечивают как всю психическую, так и интеллектуальную деятельность, в частности. В результате обмена и взаимодействия с экологически неблагоприятной физической средой страдают, в первую очередь, биологические предпосылки интеллектуального развития, изменяются структуры, составляющие материальные механизмы интеллектуальной деятельности. Это дает основание сказать, что из-за присутствия многих «загрязнений» в физической среде возможности интеллектуального развития для многих детей, здесь проживающих, отличаются от тех, которые имеют дети из экологически «чистых» районов. В регионе экологического неблагополучия условия физической среды ограничивают возможности интеллектуального развития детей.
Мы предполагали, что существуют отличия в интеллектуальных показателях детей, проживающих в регионе экологического неблагополучия, от показателей возрастной нормы и от показателей детей, проживающих в экологически благоприятном регионе. Исследование проводилось в областном городе Чита, показатели физической среды которого неблагоприятны, городе Балей и селах Балейского района (эта территория признана зоной экологического кризиса). Контрольные, экологически «чистые» территории - поселок Красный Чикой и город Дивногорск Красноярского края, сопоставимый по социальным параметрам с г. Балей. Предварительно на основании показателей ПДК вредных веществ в окружающей среде и количества индикаторных экологозависимых заболеваний был определен градиент фактора «загрязненности» физической среды территорий. Градиент фактора «социальный статус» территории был признан самым высоким в областном центре, затем - в районных городах, низким он считался в селах.
Выборку составили 253 ребенка младшего школьного возраста, учащихся 2-х классов, проживающих на различных по экологическим и социальным характеристикам территориях. Мы применяли адаптированную русскоязычную версию теста Д. Векслера WISC-R.
Сопоставление среднегрупповых показателей общего интеллекта детей в выборках показало, что при серьезном экологическом неблагополучии территорий влияние на развитие такого фактора, как «загрязнение» физической среды является более сильным, чем социальные воздействия: М показателей детей городов Балей, Чита ниже, чем та же характеристика группы детей из п. Красный Чикой, сел Красночикойского района. М показателей детей из экологически «чистого» Дивногорска выше, чем М показателей детей областного центра Чита. В большинстве случаев с увеличением градиента фактора «загрязненности» физической среды территорий ухудшаются показатели развития интеллекта детей.
В то же время при сходстве или близости градиента фактора «загрязнения» физической среды более сильным оказывается влияние фактора социального, и особое значение приобретает градиент фактора социального статуса территории. Так, на экологически «загрязненных» территориях самый высокий показатель М имеет группа детей из областного центра, показатель М группы детей из районного центра Балей выше, чем та же характеристика группы детей из сел Балейского района. Та же самая тенденция проявляется и на экологически благоприятных территориях: самый высокий показатель М имеет группа детей из города Дивногорск, самый низкий - из сел Красночикойского района.
Показатели вербального и невербального интеллекта большей части детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях, также оказались ниже, чем показатели детей на территориях экологически благополучных, независимо от социального их (территорий) статуса. Констатирована высокая значимость отличий по φ критерию Фишера.
Исследование позволило сделать следующие важные выводы: в регионе экологического неблагополучия комплексное влияние природного и социального факторов на развитие интеллекта имеет свою специфику. «Вклад» каждого в совместный результат может меняться в зависимости от особенностей жизненной среды конкретного региона, то есть реализуется особый вариант обусловливающей связи между влияниями жизненной среды и развитием интеллекта человека.
Установлено, что жизненная среда региона экологического неблагополучия обладает особыми характеристиками, обусловливающими специфические тенденции в психическом развитии людей, здесь проживающих. Так, физическая среда региона экологического неблагополучия, имея негативные физико-химические параметры, становится условием и фактором изменения показателей развития интеллекта людей, проживающих в нем.
Сравнительное исследование подтвердило существование отличий в показателях развития интеллекта детей, проживающих в условиях жизненной среды региона экологического неблагополучия, от показателей детей, проживающих в условиях жизненной среды экологически благоприятных территорий. Эти отличия заключаются, в основном, в том, что показатели интеллектуального развития детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях, ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически благополучных территориях.
Выявлены особенности развития интеллекта детей в регионе экологического неблагополучия. К ним следует отнести большое число показателей уровней патологических и отклоняющихся от нормы. В этом сильнее всего проявляется влияние фактора неблагополучия физической среды. В двух видах интеллекта - общем и вербальном обращают на себя внимание показатели пограничного уровня развития. Здесь также отмечается сильное влияние благоприятной или неблагоприятной физической среды, то есть вопрос о том, в каком направлении пойдет развитие интеллекта ребенка: в сторону отклонений, умственного дефекта или в сторону нормы, - решается со значительной долей участия природного фактора. Кроме того, в регионе экологического неблагополучия значительно меньше детей с показателями высокого и весьма высокого уровня развития интеллекта по сравнению с контрольными группами, то есть в возможности достижения детьми высокого уровня развития интеллекта природный фактор - условия физической среды - также играет значительную роль.
Доказано, что с увеличением степени «загрязненности» физической среды территории снижаются показатели развития интеллекта детей, на ней проживающих, и, наоборот, с уменьшением степени «загрязненности» физической среды территории повышаются показатели развития интеллекта детей, на ней проживающих. Это свидетельствует о значительном влиянии на развитие интеллекта детей природного фактора - физической среды (особенно среды с параметрами, значительно отклоняющимися от нормы). «Загрязненная» физическая среда негативно сказывается на интеллектуальных показателях детей.
Установлено, что в регионе экологического неблагополучия соотношение влияний физической и социальной среды на развитие интеллекта имеет специфику. Социальная среда региона экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния среды физической, но при высокой степени «загрязнения» физической среды территории социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний, на первый план выступает природный фактор. Лучшая социальная среда значительно «загрязненных» городов оказывается не столь сильным в своем воздействии на интеллект детей фактором, чем воздействия благоприятной или неблагоприятной среды физической. Экологически неблагоприятная физическая среда оказывает свое негативное влияние на детей из «загрязненных» городов, либо уравнивая их по показателям развития с детьми сельскими, либо ухудшая их результаты в сравнении с детьми экологически «чистого» села.
Бесспорным является факт взаимодействия природного и социального фактора в их влиянии на развитие интеллекта. Но «вклад» каждого в совместный результат может меняться в зависимости от особенностей жизненной среды конкретного региона.
«Загрязненная» физическая среда негативно сказывается на интеллектуальных показателях детей. При этом лучшие социальные условия некоторых территорий не в полной степени могут компенсировать это влияние. Более высокий социальный статус (лучшая социальная среда) значительно «загрязненных» городов, даже областного центра, оказывается не столь сильным в своем воздействии на интеллект детей фактором, чем воздействия благоприятной или неблагоприятной среды физической.
В связи с этим интеллектуальные показатели детей, уровень их интеллектуального развития могут служить индикаторами состояния жизненной среды конкретного региона, в частности, состояния среды физической.