Использование Internet-технологий в учебном процессе дает новое качество обучения. Это новое качество имеет много граней: независимость от времени и места; возможность каждому студенту работать в собственном темпе; доступность и др. На наш взгляд в системе высшего образования целесообразно иметь две формы Internet-обучения:
- организованное, которое позволяет вести учебный процесс по традиционной схеме: учебное заведение, факультеты, учебные программы. Студент в данной форме обучается по Internet-курсам в соответствии с программой и графиком сессий;
- индивидуальное, когда студент выбирает пакет курсов из предложенных. Студент в данной форме обучается в форме самообразования, повышения квалификации.
Система кооперативного образования государств-участников СНГ обладает высоким потенциалом, заложенным в результате многолетнего сотрудничества кооперативной науки и практики. Совместная реализация этого потенциала наряду с применением современных образовательных технологий позволит повысить конкурентоспособность кооперативного образования государств-участников СНГ. Одним из перспективных направлений формирования единого образовательного пространства кооперативных вузов является развитие дистанционного образования.
Дистанционное обучение в Поволжском кооперативном институте является одной из форм заочного обучения, но в отличии от него происходит без непосредственного контакта преподавателя и обучаемого. Всё взаимодействие преподавателя и обучаемого осуществляется посредством одной из компьютерных сетей, наиболее распространенной из которых в настоящее время является Internet, объединяющая множество различных исследовательских и образовательных глобальных компьютерных сетей.
Существует несколько технологий дистанционного обучения, различающихся по способу передачи изучаемого материала:
- CASE-технология. Учебный курс представляется в виде учебно-практического пособия на бумажном носителе, содержащего целостное описание предметной области и необходимое количество контрольных заданий для самопроверки. Курс может дополняться аудио- и видеокассетами, содержащими дополнительные учебные материалы;
- CD-ROM-технология. Учебный курс представляется в виде CD-дисков с мультимедийным интерактивным продуктом. Подлежит изучению с помощью компьютера дома или на рабочем месте;
- сетевая технология. Учебный курс изучается посредством различных сетевых технологий, в частности на основе глобальной сети Internet.
На наш взгляд, наиболее перспективной является сетевая Internet-технология. К достоинству данной технологии можно отнести следующие факторы:
- интерактивность, т.е. возможность быстрой настройки материалов под каждого отдельного обучающегося по результатам обработки обратной связи;
- оперативность передачи и удаленной корректировки любой информации вне зависимости от расстояния;
- практически безграничный доступ к любой информации, рассосредоточенной по всему миру;
- возможность организации диалога обучаемого и преподавателя в режиме on-line;
- экономическая выгода дистанционного обучения может составить от 10 % до 50 % в зависимости от изучаемого курса.
Целесообразность перевода конкретных дисциплин на дистанционную форму обучения в первую очередь определяется требованиями по лабораторно-методическому обеспечению их изучения: отсутствию лабораторно-стендового оборудования, сложных технологических процессов. Примерами таких дисциплин, не имеющих узкой прикладной направленности, могут служить математика, химия, техника безопасности и др.
Процесс дистанционного сетевого обучения базируется на широко известных web-технологиях, таких как электронная почта, chat, конференции и др. В общем случае процесс дистанционного обучения можно разделить на две фазы: обучающую и экзаменующую (тестирующую).
Известно значительное количество способов представления учебного материала, начиная с традиционных текстовых материалов, оформленных в HTML формате, и заканчивая мультимедийными обучающими системами. Передачу документов HTML формата можно обеспечить посредством электронной почты, FTP протоколу или просто размещая на web-страницах специализированных сайтов.
В большинстве случаях достижение наилучших результатов достигается путем интеграции различных способов.
Тестовый контроль знаний обучающихся можно разделить на два вида:
- самоконтроль;
- удаленный аттестационный контроль.
В первом случае целесообразно применение программ автоматизированного контроля знаний обучающихся, установленных локально у каждого конкретного пользователя и позволяющих оперативно добавлять и модернизировать наборы тестов через сеть Internet. Для таких программ требуется широкомасштабная и хорошо продуманная информационно-методическая поддержка.
Во втором случае необходимы web-серверы, способные обрабатывать результаты обратной связи. Этот вид тестирования необходим для проведения аттестационных проверок знаний. В этом случае тестирование может проходить в режиме on-line. Такого рода тестирование, как правило, проводят в строго определенное время в пределах ограниченного временного интервала. Преимуществами такого тестирования являются точность проверки знаний обучающихся, мгновенная оценка результатов тестирования и возможность автоматизированного анализа успеваемости обучаемого.
Среди современных методов обучения можно отметить и успешное применение автоматизированных обучающих систем, в частности на основе AIML-технологии (Artificial Intelligence Markup Language). Технологии AIML, являющиеся альтернативой громоздким методам построения систем искусственного интеллекта, позволяют имитировать текстовое общение обучаемого с преподавателем. Таким образом, достижения теории и практики создания систем искусственного интеллекта могут использоваться при совершенствовании приемов изучения нового материала и контроля остаточных знаний в процессе дистанционного обучения, в том числе и с использованием автоматизированных обучающих систем.