Полноценное развитие системы высшего профессионального образования сегодня практически невозможно без использования Интернет-технологий, которые могут использоваться как в самом образовательном процессе, так и в системе управления учебным заведением и структурными подразделениями.
Рассмотрим более детально, какие возможности предоставляет Интернет для учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности в вузе. Интернет-технологии в учебно-воспитательном процессе высшего профессионального образования предоставляют возможность использовать дистанционное обучение; проводить дистанционные олимпиады; участвовать в телеконференциях; создавать методические объединения профессорско-преподавательского состава вуза; получать информацию об участии в различных конкурсах и возможностях получения грантов.
Использование Интернет-технологий в управленческой работе вуза позволяет создать единую управленческую инфраструктуру; создать и обеспечить доступ к единым библиотечным каталогам.
Интернет-технологии в современном образовании предоставляют возможность получать информационные ресурсы для личного самообразования студентов. В современном обществе от студента, профессионала любой сферы деятельности требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать ранее полученные знания в реальной и конкретной хозяйственной ситуации.
Поволжский кооперативный институт Центросоюза РФ на базе информационно-вычислительного центра использует современные информационные технологии в учебном процессе. Преподавателями апробировано проведение лекционных и практических занятий с использованием мультимедийных средств и Интернета.
Мультимедийные лекции позволяют наглядно и интересно донести материл до студентов, активизировать работу студентов на лекции. Особенность использования Интернет-технологий и средств мультимедиа при чтении лекционных курсов и проведения практических занятий заключается в том, что на сайте института лектор помещает краткий конспект лекций, который студент может распечатать и использовать непосредственно во время лекции. Как для лекционного, так и для практического занятия создается специальная страничка, которая содержит демонстрационный материал в формате презентации PowerPoint и дополнительный материал в виде ссылок на сайты и научные публикации по определенной тематике. Лекционный материал размещается по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру для организации соответствующего поискового аппарата, что позволяет студентам достаточно легко дифференцировать разделы и темы. Перечень используемой литературы имеет внешние гипертекстовые связи как с библиографическими указателями библиотек или информационных центров, обладающих этими материалами, так и к полным машиночитаемым текстам. Подготовленный лектором учебный материал предоставляет возможность студентам работать как в интерактивном режиме, так и в режиме оперативного выбора отдельных фрагментов и последующего копирования.
Основной принцип работы в интерактивном режиме максимально полная, глубокая проработка материала, организация необходимого количества внутренних и внешних связей, удобный интерфейс, позволяющий студентам наиболее эффективно использовать учебный материал.
Таким образом, в настоящее время необходим комплексный подход к использованию информационных технологий с целью ускорения внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс для формирования специалиста нового информационного общества и подготовки его реализации в современной информационной среде.