Реализация Концепции вызвала необходимость введения дополнительных инноваций в школьную практику. Особое значение придается готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению. Школьная география является важнейшим компонентом формирования мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Географические знания о ведущих сферах народного хозяйства позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах. Профильное обучение географии позволяет удовлетворять потребности подрастающего поколения в этнографических и демографических знаниях. Изучение этнической географии представляет собой насущную необходимость в силу многонационального состава населения России. Старшеклассников также интересуют демографические процессы, происходящие в нашей стране. Это, прежде всего, проблемы семьи, брака, рождаемости.
Выделим основные задачи, достижение которых позволит обеспечить эффективное изучение географии на профильном уровне:
- усвоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам;
- воспитание социально-ответственного отношения в окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Решению этих задач посвящено исследование, проводимое в настоящее время кафедрой методики обучения географии и краеведению Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Работа представлена на V научную международную конференцию «Современное образование. Проблемы и решения», Тайланд (Паттайа), 20-28 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 29.01.2008.