В современном обществе по-прежнему острой остается проблема реабилитации инвалидов, включения их в нормальную повседневную деятельность. Одним из факторов реабилитации инвалидов выступает институт непрерывного образования. Он обладает большими потенциальными возможностями инклюзивного образования.
Однако насколько готовы различные элементы института образования к инклюзии инвалидов? Для решения данной проблемы было проведено исследование среди студентов Астраханского государственного технического университета.
В ходе ответов на открытые вопросы анкеты было выяснено представление студентов о инвалидах вообще, о присущих инвалидам видах деятельности и о возможностях инвалидов получать высшее образование.
Выяснилось, что студенты не склонны рассматривать инвалидов как единую массу, а готовы разделять инвалидов на негативно настроенных по отношению к обществу и позитивно настроенных; страдающих психическими заболеваниями и всех остальных; занимающих активную позицию в жизни и склонных требовать повышенного внимания к себе. Как видно, у студентов отсутствуют четкие преставления об инвалидах как специфической группе населения.
Студентам было предложено выделить основные качества, присущие инвалидам. По мнению опрошенных, инвалидам свойственны следующие негативные качества: неадекватность, озлобленность, агрессия, малообщительность, подверженность нервным срывам, замкнутость, обида на общество, стеснительность, беспомощность, низкая активность, уныние. Эти качества проявляются потому, что инвалиды «страдают от своей неполноценности», они испытывают психологические нагрузки из-за невозможности вести «нормальный образ жизни», инвалида «выкидывают из общества». Об этом упомянули в той или иной форме 75% опрошенных.
К числу позитивных качеств, присущих инвалидам, студенты отнесли: целеустремленность, силу духа, стойкость, энергичность, трудолюбие, активность, жизнерадостность, общительность, любознательность, уравновешенность, взаимопомощь. Перечисленные качества свойственны инвалидам, которые стремятся преодолеть «свои комплексы», «жаждут быть полезными обществу, а не обузой» (об этом упоминают 64,4% опрошенных), стремятся к самосовершенствованию, активно познают окружающий мир, находят себе друзей (по словам 32,1% опрошенных).
При ответе на вопрос «какие, по-вашему, виды деятельности присущи инвалидам» студенты назвали:
- пассивное времяпровождение (87%): сидеть дома, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты, разгадывать кроссворды;
- деятельность, связанная с лечением (35,2%): посещение врачей, периодическое санаторное лечение, реабилитационное лечение;
- деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства (68,8%);
- активные виды деятельности: трудовая деятельность (16,3%), занятия физической культурой и спортом (46,1%), «повышение своего умственного развития» (48,6%), а именно чтение книг, при наличие компьютера занятия за компьютером, самообразование.
По мнению большинства студентов (76,4%) инвалиды могут обучаться в высшем учебном заведении, если сами того желают. 34% студентов условием обучения инвалидов в вузе называют отсутствие заболеваний нервной системы и наличие необходимого интеллектуального уровня. 24% студентов считают, что инвалиды даже могут учиться лучше, чем остальные студенты, потому что «могут уделять больше времени подготовке и старательнее изучать дисциплины, в то время как студент работает или развлекается», «у инвалида больше свободного времени для учебы», «могут выигрывать за счет ума, начитанности и жизненного опыта».
Конечно, у студентов-инвалидов могут возникнуть проблемы, связанные с обучением. Сюда относятся: преодоление психологического барьера, связанного с поступлением в вуз; проблемы, связанные с ограниченными возможностями перемещения в пространстве; у инвалидов может быть «недостаточно средств для оплаты за обучение», и вообще, «к ним относятся по-другому, чем к здоровым людям». Но 54% студентов считают, что главная проблема - ограниченный доступ инвалидов к социальным ресурсам и образовательным в том числе.
Таким образом, можно сделать вывод: студенты слабо представляют себе особенности такой социальной группы как инвалиды, неотчетливо дифференцируют различные виды деятельности, присущие инвалидам, что свидетельствует об отсутствии опыта общения с инвалидами. Это неудивительно, если знать, что в 2007 году в Астраханском государственном техническом университете обучается 37 студентов-инвалидов.
Однако в целом у студентов позитивное отношение к обучению инвалидов вузе.
Поэтому одним из условий инклюзивного образования инвалидов является просветительская работа среди студенчества, то есть в той среде, в которой будут существовать и осуществлять процесс обучения инвалиды. В противном случае на пути инклюзии могут возникнуть психологические барьеры, как со стороны инвалидов по отношению к студентам, таки стороны студентов по отношению инвалидов.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современные проблемы науки и образования» 15-20 ноября 2007 г. Поступила в редакцию 20.11.2007.