Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Спецификация автоматизированных обучающих систем - одна из основных задач их разработки, решение которой позволило бы моделировать обучающую систему со всем многообразием свойств до ее реализации в виде программного продукта [1]. Использование в качестве средства моделирования языка UML [2] представляется естественной перспективой построения моделей обучающих систем [3]. Основными строительными блоками языка UML являются классы - описания множества объектов, обладающих общими атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. Основное назначение классов - составление словаря разрабатываемой системы. Некоторым шагом в этом направлении можно считать терминологию, предлагаемую в ссылках работы [3], но указанная терминология требует дальнейшего развития в тесном взаимодействии с практикой разработки обучающих систем.

В процессе работы над электронным учебным пособием по теоретической механике на основе HTML-страниц возникла необходимость в реализации окружения, ближайшего к осевой линии long-кванта, - cross-кванта второго уровня, обеспечивающего понимание краткого изложения основных понятий и соотношений, представленных на одной экранной странице. Такое представление обеспечивает целостное восприятие основных положений и задач данного куска, но нуждается в некоторых, как правило, кратких пояснениях реализуемых действий и обозначений, включение которых в основной текст делает его излишне громоздким трудно воспринимаемым. Использование для этой цели стандартных подсказок, исчезающих с экрана в течение короткого времени, оказывается неудобным, так как элементы cross-кванта часто связываются с более удаленными и более распространенными квантами информации, т.е. сами должны содержать гиперссылки. В связи с этим нами был разработан класс flyingWindow (fliegFenster - летящее окно) - HTML-страницы, основным атрибутом которых является небольшой размер (не больше четверти экрана).

Окно, получившее в нашем варианте имя info, вызывается с помощью скрипта JavaScript. Скрипт, описание которого будет приведено ниже, запускает файл info.htm, который содержит два фрейма:

1 - непосредственно комментарий

2 - страница закрывающая родительское окно - close.htm

(реализация: parent.close();)

Скрипт состоит из двух частей: одна содержится заголовке (между тегами <head></head>), другая в тексте ссылки (в теге <a>).

Первая часть:

var url;

function new_window(url)

{

newwin=open("info.htm","q","top=15,left=20,width=50,height=20, tatus=no,toolbar=no, menubar=no");

setTimeout(´pause()´,20)

}

function pause()

{

newwin.info.location.href=url

}

Вторая часть:

<ahref="javascript:url=´energy/grad.htm´;new_window(url)">

Описание в последовательности его выполнения:

1) определяется переменная url;

2) этой переменной присваивается адрес вызываемого комментария (в данном случае это - ´energy/grad.htm´). Вызывается функция из строки 2;

3) открывается новое окно info;

4) с задержкой 20 миллисекунд вызывается функция из строки 5

6) в первый фрейм открывшегося окна загружается страница с адресом url.

Зачем нужна задержка?

Если использовать приведенный ниже скрипт (без задержки)

function new_window(url)

{

newwin=open("info.htm","q","top=15,left=20,width=350,height=220,status=no, toolbar=no, menubar=no");

newwin.info.location.href=url

},

то появляющееся окно иногда вызывает ошибку вследствие возможного обращения к несуществующему объекту.

Данный класс можно рассматривать как подкласс класса функциональных элементов обучения с минимальной обучающей активностью. Основная задача экземпляров этого класса - лаконичное представление дополнительной информации, не отвлекающее от решения сверхзадачи осевой линии long-кванта. Экземпляры этого класса могут, на наш взгляд, обращаться к другим семантическим информационным потокам, но лишь для того, чтобы указать учащемуся на существование конкретного пути расширения информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рыков В.Т., Рыкова Е.В. Задачи организации процесса виртуального обучения //Успехи современного естествознания, 2005. -№ 1. - С. 106
  2. Буч. Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. - М.: ДМК Пресс, 2005. - 432 с.
  3. Рыкова Е.В. Унифицированный язык моделирования и индивидуальные творческие задания по разработке обучающих систем. //Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции "СТО-2005" / Материалы XI международной конференции, Т. 2. - С.-Петербург, 2005. - с. 136.