Мы предприняли попытку исследования особенностей сенсорных асимметрий мозга у детей с нарушениями слуха. Мы исходили из гипотезы, что, в связи с тем, что в слуховые сенсорные зоны коры не поступает информация от слуховых рецепторов, возможно, происходит определенное перераспределение функций между полушариями мозга, которое может оказывать влияние на формирование функциональной асимметрии мозга (ФАМ) в целом.
Исследовали зрительную и тактильную асимметрии у школьников младшего школьного возраста, депривированных по слуху. Экспериментальная группа состояла из 51 человека, из которых 25 мальчиков и 26 девочек в возрасте 6-13 лет. В неё вошли школьники специальной школы для детей с нарушениями слуха (школа № 18 г. Рязани). В контрольной группе - 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек) - школьники обычной школы того же возраста.
ФАМ в зрительной сфере определяли с использованием 6 тестов - моргание одним глазом, рассматривание в подзорную трубу, тест карта с дырой, прищуривание, прицеливание, проба Аветисова (см. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. (1981)). В тактильной сфере асимметрию изучали в пробе Тойнбера, на локализацию прикосновения, на перенос локализации прикосновения, пробой на узнавание цифр, с использованием доски Сегена, тест - карта с дырой, проба Аветисова, проба на исследование адекватности восприятия (см. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. (1981)).
На основании объективных показателей выполнения тестов вычисляли коэффициент асимметрии функций левого и правого полушарий в зрительной и тактильной сферах для экспериментальной и контрольной групп. Полученные экспериментальные данные были подвергнуты статистической обработке по Фишеру, критерию хи-квадрат.
Анализ полученных данных проводился по следующей схеме:
- Сравнение коэффициентов правого глаза между детьми, депривированными по слуху, как группы в целом и контрольной группы.
- Сравнение коэффициентов правого глаза у мальчиков опытной группы и девочек из контроля.
- Сравнение коэффициентов правого глаза мальчиков экспериментальной и контрольной групп.
- Сравнение коэффициентов правого глаза мальчиков опытной группы и девочек из этой же группы.
- Сравнение коэффициентов правого глаза мальчиков и девочек, относящихся к контрольной группе.
Таблица 1. Коэффициенты правого глаза детей опытной и контрольной групп.
Девочки депривированные по слуху |
Мальчики депривированные по слуху |
Девочки с нормальным слухом |
Мальчики с нормальным слухом |
19,22+-10,32 |
32,64+_106 |
33,31+_146 |
22,72+_170 |
Оказалось, что коэффициент правого глаза (для группы в целом) выше у детей с нормальным слухом, по сравнению с детьми глухими и слабослышащими. У детей опытной группы он составил 25,8%., в контроле - 27,49%. При сравнении коэффициентов правого глаза девочек обеих групп выяснилось, что он достоверно и значительно выше у девочек из контрольной группы (33,31% и 19,22%). В то же время у мальчиков коэффициент правого глаза был выше в опытной группе и составил 32,64%, у мальчиков с нормальным слухом - 22,72% (различия достоверны).
Анализ группы детей, депривированных по слуху, показал, что коэффициент правого глаза достоверно выше у мальчиков (32,64%), чем у девочек (19,22%). В группе с нормальным слухом коэффициент правого глаза, напротив, достоверно выше у девочек - 33,31%, в то время как у мальчиков он составил лишь 22,72% . (табл.1)
ФАМ в тактильной сфере оценивали по количеству правильных ответов в каждом тесте, выполненном правой и левой рукой. Их количество оценивали в баллах.
Дети экспериментальной группы в целом дали меньше правильных ответов. В частности, дети с ведущим правым глазом (доминирование левого полушария в зрительной сфере) в пробе на узнавание цифр правой рукой показали следующие результаты: в опытной группе средний показатель правильных ответов был 8,394, в контроле -9,077. При выполнении этой же пробы левой рукой средний показатель правильных ответов глухих и слабослышащих детей составил 8,030, с нормальным слухом -8,769 (различия достоверны).
В пробе на локализацию прикосновения к правой руке средний показатель в опытной группе составил 8,636, в контрольной -9, 308. При выполнении этой же пробы к левой руке средний балл правильных ответов у детей в опытной группе был 8,909, у детей с нормальным слухом -9,308 (различия достоверны)
В пробе переноса локализации прикосновения, которую школьники обеих групп выполняли правой рукой, показатели следующие: у глухих и слабослышащих детей 9,000, у детей с нормальным слухом -9,538. При выполнении этой же пробы левой рукой среднее количество правильных ответов в опытной группе составило 9,091, а у детей с нормальным слухом -9,846 (различия достоверны).
Таблица 2.Результаты исследования некоторых показателей тактильной асимметрии у детей, депривированных по слуху, и нормально слышащих.
|
дети депривир. по слуху |
дети с норм. слухом |
достоверность различий |
|
Проба на узнавание цифр |
прав. рука |
8,394+_0,2852 |
9,077+_0,2107 |
различия достоверны |
лев. рука |
8,03+-0,2967 |
8,769+-0,2809 |
различия достоверны |
|
Проба на локализацию |
прав. рука |
8,636+-0,1888 |
9,308+-0,2861 |
различия достоверны |
лев. рука |
8,909+_0,2318 |
9,308+_0,3077 |
различия достоверны |
|
Проба на перенос локализации прикосновения |
прав. рука |
9,000+_0,2173 |
9,538+_0,2153 |
различия достоверны |
лев. рука |
9,091+_0,2058 |
9,846+_0,1042 |
различия достоверны |
В пробе на узнавание цифр, при её выполнении правой рукой, девочки в опытной группе имели средний показатель 8,577, тогда как девочки с нормальным слухом - 9,333. (различия достоверны).
В пробе на локализацию прикосновений, выполненной правой рукой, мальчики экспериментальной группы имели показатель 8,400 балла, мальчики с нормальным слухом -9,727. (различия достоверны).
В пробе на перенос локализации прикосновений, выполнявшейся левой рукой, среднее количество правильных ответов у мальчиков опытной группы составило 8,96 баллов, в контрольной группе у мальчиков-9,818 (различия достоверны).
В пробе на узнавание цифр, выполненной левой рукой, девочки, депривированные по слуху, имели средний показатель 8,346 балла, девочки с нормальным слухом 8,556 (различия не достоверны). В пробе на перенос локализации прикосновений, выполнявшейся правой рукой, средний балл слабослышащих и глухих мальчиков - 8,68 балла, у нормально слышащих - 10 баллов (различия достоверны) (табл.2). Таким образом, слабослышащие и глухие дети показывают более низкие результаты в тактильных тестах, чем дети без нарушений функций слуховой сенсорной системы.
В зрительной сфере у детей, депривированных по слуху, (если оценивать группу в целом), чаще отмечалось доминирование правого полушария. Особенно значительны различия между девочками опытной и контрольной групп. У мальчиков же, депривированных по слуху, напротив, отмечено более частое доминирование левого полушария. Это свидетельствует о том, что у детей, депривированных по слуху, действительно происходит изменение межполушарных взаимодействий, и оно зависит от половых особенностей их организации. Это подтверждается анализом асимметрии в зрительной сфере внутри подопытной группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функцииональные асимметрии человека. - М., Медицина,1981.