Названная интеграция наиболее рельефно проявляется в практике функционирования градообразующих предприятий, которые представляют собой территориально-поселенческие комплексы и объекты социально-экономического управления, обретающие статус целостной комплексной системы в случае устойчивого состояния всех его элементов. К числу основных элементов относятся формы собственности, профессиональная ориентация работников, механизмы государственного управления, определяющиеся экономическими, политическими, социокультурными, природно-климатическими и другими условиями.
Так, например, для Иркутской области доминантным признаком выступает развитие добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности в таких городах как: Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Железногорск-Илимский, Мама, Саянск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово и Шелехов.
Сложные и противоречивые процессы, протекающие в этих городах, глубоко трансформирует социально-структурные отношения, затрагивает интересы различных социальных групп населения. В этой связи целесообразным представляется выявить новую систему отношений социального равенства-неравенства, справедливости-несправедливости, согласия-несогласия, свободы-зависимости внутри социально-производственной структуры предприятия. Данная проблематика все чаще привлекает внимание российских социологов. Разным аспектам функционирования социально-производственной структуры в контексте социальной стратификации посвящены научные труды Л.А. Беляевой, Л.А. Гордона, 3. Т. Голенковой, Т. И. Заславской, Е. Д. Игитханян, Н.И. Лапина, В.В. Радаева, М. Ф. Черныша, О. И. Шкаратана и др.
Проведенный теоретический анализ показал, что современные градообразующие предприятия развиваются в тесной взаимосвязи со стратификационной структурой общества. Именно этот аспект концептуального анализа проблемы не получил должного освещения в научной литературе. Как правило, анализу подвергается круг социальных проблем, связанных с исследованием экономических ориентаций, отношения к проводимым в стране реформам, социально-политической ситуации на градообразующих предприятиях.
На наш взгляд, прежде всего, целесообразно проведение типологического анализа социально-производственной структуры градообразующих предприятий в социально стратификационном аспекте. Заслуживают внимания основные тенденции интеграции социальных групп трудящихся, занятых в этих производствах - рабочих, служащих, специалистов, административного персонала, в социальные слои, занимающие различные места в системе отношений собственности, общественной организации труда и распределения.
С этой целью нами был проведен теоретический анализ документальных источников, в числе которых: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 гг. и др. [1, 2, 3, 4].
При рассмотрении элементов, включенных в производственную структуру и во властные отношения, относительно распределения власти на производстве как фактора, влияющего на социальные характеристики персонала, выявлена, сегрегация составляющих социально-производственной структуры градообразующего предприятия. Обнаружилось, что управление элементами социально-производственной структуры предприятия будет эффективным, если интересы горожан становятся основой реализации общих социальных целей, с одной стороны, а с другой, - формирования системы экономического прогнозирования развития на ближайшую и дальнюю перспективы.
Проведение курса на последовательную интеграцию социума с производством с необходимостью предполагает выявление общественного мнения по вопросам социально-экономического развития города, взаимодействия местных органов управления с градообразующим предприятием. Комплексный анализ предусматривает изучение стратификационного строения социально-производственной структуры градообразующих предприятий различных форм собственности, интеграции социальных групп трудящихся, занятых в производстве, в социальные слои, занимающие различные места в системе отношений собственности, общественной организации труда и распределения. В качестве приоритетных направлений анализа могут выступить: исследование положения различных социальных групп, включенных в производственную структуру и во властные отношения; исследование распределения власти на производстве как фактора, влияющего на социальные характеристики людей; исследование усиления социальных дистанций между социально-профессиональными группами в зависимости от уровня материальной обеспеченности, удовлетворенности социальным статусом работника и его положением в системе социально-производственных отношений; исследование процесса формирования и реализации корпоративно-производственных интересов и проч.
Учитывая вышеизложенного, можно заключить, что социально-производственная структура градообразующих предприятий прочно увязана с политикой органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также с позицией жителей городов.
В этом отношении интерес представляет Сибирский регион, который относится к территории с «благоприятной» структурой моноотраслевого производства, ориентированного на развитие добывающих и обрабатывающих отраслей, как мы писали ранее. Одним из путей преодоления монопрофильности экономики градообразующих предприятий является расширение межрегиональных связей и формирование полипрофильного производства. Как показывает практика, любые социальные проекты и концепции развития социально-производственной структуры градообразующих предприятий не могут быть реализованы без учета двух основных условий. Первое условие связывается с заинтересованностью систем государственного управления в развитии данных направлений. Другим условием реализации проектов и концепций является определенная система взаимодействия городов и предприятий. Именно здесь возможна интеграция предприятия с социумом, которая послужит толчком к дальнейшему развитию градообразующих предприятий. В свою очередь, подобное взаимодействие, направленное на решение текущих и перспективных задач, может стать фактором, способствующим сохранению и развитию городов.
Более глубокому пониманию проблемы способствует рассмотрение соотношения числа жителей муниципального образования с числом работников градообразующего предприятия. Рассмотрим данное соотношение на примере Иркутской области (см. таблицу 1).
Из таблицы 1 видно, что в среднем по Иркутской области рассмотренное соотношение составляет 18%. Данный показатель является достаточно высоким, учитывая особенности отраслей специализации Сибирского региона, тенденции или отсутствие таковых в налаживании устойчивой связи органов государственного управления с предприятием для дальнейшего укрепления благосостояния региона, отрасли и конкретных граждан, связанных с предприятием и городом, образованном на нем.
В заключение отметим, что процесс реформирования градообразующих предприятий протекает достаточно сложно, в особенности на уровне различных регионов. Сибирский регион в лице Иркутской области выступает показателем неравномерности функционирования градообразующих предприятий. Анализ показателей 13 градообразующих предприятий Иркутской области демонстрирует, что одним из ведущих факторов функционирования их социально-производственной структуры является фактор интеграции социума с производством. На этой основе видятся основные пути для эффективной разработки программ социально-экономического развития регионов.
Таблица 1. Соотношение числа жителей муниципального образования с числом работников градообразующего предприятия
№ |
Название градообразующего предприятия |
Число жителей муниципального образования, тыс. чел |
Число работников градообразующего предприятия, тыс. чел |
Соотношение работников градообразующего предприятия, в% |
1 |
АО «Ангарская нефтехимическая компания» |
269,1 |
41,7 |
15,5 |
2 |
ОАО "Лензолото" |
30,9 |
10,6 |
34,3 |
3 |
ОАО «Братский алюминиевый завод» |
345,9 |
10 |
2,9 |
4 |
ОАО «Братсккомплексхолдинг» с дочерней компанией ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» |
4,7 |
4,8 |
|
5 |
ОАО «Саянскхимпром» |
97,6 |
40,2 |
41,2 |
6 |
ОАО «Коршуновский ГОК» |
71,9 |
13 |
18,1 |
7 |
ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» |
46,8 |
4,3 |
9,2 |
8 |
ОАО «Усольехимпром» |
159,5 |
2,4 |
1,5 |
9 |
ОАО «Производственное объединение Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» |
129 |
35,2 |
27,3 |
10 |
ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство» |
70,5 |
23,1 |
32,8 |
11 |
Завод «Востсибэлемент» |
86,2 |
12,4 |
14,4 |
12 |
ОАО «СУАЛ филиал ИркАЗ» |
62 |
10,8 |
17,4 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный Закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ"- 2003 г. № 40 .- Ст. 3822
- Постановление от 03 июня 1999г №4036-II ГД. «О проекте федерального закона «О промышленном градообразующем предприятии».// Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти - 1999 г. № 14 .- Ст. 1678
- Постановление от 24 января1997 г. №79 «О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)» // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти - 1997 г. № 12 .- Ст. 543
- Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 гг. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд. АО Норма плюс, 2005. - 12 с.
- Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания (круглый стол) // Социс. - 1998. - № 12. - 89 с.
- Заславская, Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. - С. 5-18.
- Тихонова, Н.E. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н.E. Тихонова. - М.: Дело, 1999. - 367 с.