Экономисты-классики в своих трудах обосновали свой вывод о том, что полная занятость - это норма, и её должны поддерживать такие рычаги рыночного регулирования, как ставки процента и эластичность соотношения цен и зарплаты. Любое воздействие государства на систему занятости классики считали негативным фактором, дестабилизирующим конъюнктуру спроса и предложения на рынке рабочей силы, приводящую к дисбалансу в сфере труда наёмных работников. Главный представитель неоклассической экономической теории А. Маршалл выдвинул новые положения в теории о рыночной цене, предпринимательстве, о потребительском поведении, которые сыграли важную роль в развитии современной экономической науки на Западе. Для обеспечения занятости Маршалл считал важным регулирование спроса и предложения.
Таким образом, неоклассики подтверждали постулаты классической теории. Они обогатили концепцию занятости новыми разработками. В частности, один из представителей неоклассицизма Г. Стиглер был убежден в том, что конкуренция, имеющая тенденцию к устранению различий в ставках заработной платы, заставит рабочего, занятого на предприятии, где заработная плата невысока, перейти на более высокооплачиваемую работу. Подобное движение приведет к повышению заработной платы на том рынке, где происходит утечка рабочей силы, и понижению на том рынке, куда переходит рабочая сила. Тем самым учёный подтвердил идею саморегулирования труда.
Применительно к российским условиям наибольший интерес представляет кейнсианский подход к регулированию занятости трудовых ресурсов. Дж. Кейнс выступил против постулата классиков о том, что уровень занятости находится в руках самих рабочих и их согласие работать за более низкую заработную плату увеличивает рост занятости. Ученый полагал, что величина и изменение занятости не зависят от поведения рабочих. Созданная им теория занятости была полной противоположностью классической и неоклассической теорий, поскольку она опиралась на принцип государственного регулирование капиталистической экономики, в том числе и в сфере занятости. Сущность теории Кейнса может быть заключена в психологии общества. Уровень выпуска продукции и занятости в целом зависит от объёма инвестиций. При более широком взгляде совокупный спрос зависит от многих факторов: политики, регулирующей денежное обращение в той мере, в какой эта политика влияет на качество денег; степени уверенности в будущих доходах, приносимых капитальными активами; склонности тратить; и социальных факторов, влияющих на уровень выраженной в деньгах заработной платы.
Для обеспечения поступательного развития и достаточно высокого уровня занятости необходима государственная поддержка спроса посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций. Поскольку функция потребления относительно устойчива, для поддержания занятости в условиях экономического роста государство должно поощрять осуществление капиталовложений, причем лучше всего с помощью дискреционной фискальной политики. Госрасходы в данном случае целесообразно направлять на субсидирование новых рабочих мест, организацию общественных работ. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства дискреционная политика стимулирует приток в экономику частных капиталовложений.