Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Я-концепция определяется как совокупность установок, направленных на себя. В рассматриваемом социальном конструкте традиционно выделяют три структурных элемента: когнитивный - «образ Я», включающий содержание представлений о себе; эмоционально-ценностный, аффективный, характеризующий отношение к себе или к отдельным сторонам своей личности, деятельности, что выражается в системе самооценок; поведенческий - целостное образование, все компоненты которого тесно взаимосвязаны и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков). Общий смысл исследования отмеченных особенностей Я-концепции состоял в установлении их роли в эффективности адаптации к управленческой деятельности.

Исследование проводилось с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности -- СМИЛ (мужской, женский варианты). Анализ полученных результатов, основанный на статистической процедуре обсчета данных, позволяет не только выявить количественную дисперсию разных вариантов ответов по отношению к средней усредненности, но и определить индивидуально-личностную тенденцию. Методика, вследствие проективного звучания многих утверждений, отражает субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица и психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Учитывалось, что пониженный показатель по шкале К, может быть связан со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции. Ориентиром для оценки достоверности служил фактор «F-K».

Целью первого этапа в решении вопроса о характере связи успешности адаптации с индивидуально-психологическими особенностями личности было выяснение содержания отношения эффективности адаптации к исходным личностным характеристикам. Для этого были использованы оценки по каждому фактору для руководителей с высоким, средним и низким уровнями эффективности адаптации. Анализ данных позволяет отметить следующее. Для руководителей с высоким уровнем эффективности адаптации характерны сложность, дифференцированность и целостность Я-концепции. Отмечены высокие значения показателей в пределах нормативного разброса по 1-й шкале (руководители образовательных учреждений - 55, 67 Т; руководители производственных объединений - 58,17 Т; руководители пенитенциарных учреждений -- 60,67 Т; среднее значение -58,8 Т); по 6-й шкале (руководители образовательных учреждений - 59, 25 Т; руководители производственных объединений - 56,25 Т; руководители пенитенциарных учреждений -- 60,20 Т; среднее значение -58, 5 Т). Умеренно повышенная 6-я шкала свидетельствует о проявлении таких качеств, как тенденция к систематизации, чувство соперничества, упорство в достижении цели, умение заразить окружающих своей увлеченностью и повести их за собой. Повышенная 1- шкала характерна для лидера-догматика, который следует правилам и инструкциям. Для руководителей образовательных учреждений наблюдаются высокие показатели по шкалам 4 - 57,58 Т; 7 - 57,30 Т ; 8- 58,34 Т; 9- 65,25 Т. Умеренно повышенная 8-я шкала в данном случае отражает широкий круг интересов, богатое воображение, умение принимать нестандартные решения. Повышенные 4-я и 9-я шкалы, отражающие высокий уровень притязаний, преобладание мотивации достижения, высокую самооценку и уверенность в себе, оптимизм и жизнелюбие, общую высокую активность при низкой 0-й шкале (коммуникабельность) -48,9 Т. Для руководителей пенитенциарных учреждений свойственны высокие показатели по шкалам 4 - 58,30 Т; 7 - 56, 32 Т.

Для руководителей с высоким уровнем эффективности адаптации свойственна мотивационная направленность на соответствие нормативным критериям, как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций организма. Выражены контроль над агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, указания. В межличностных отношениях - высокая требовательность, как к себе, так и к другим, осторожность, соответствие моральным критериям социума. Имеет место пониженная чувствительность к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата, активная личностная позиция, высокая поисковая активность. В структуре мотивационной направленности преобладает мотивация достижения, уверенность и быстроту в принятии решений, спонтанность. Мотив достижения успеха тесно связан с волей к реализации сильных желаний. Низкие показатели 5-й шкалы выявляют типично мужской стиль поло-ролевого поведения, жесткость характера, характерна сензитивность к диссонансу своего «Я» с окружающей средой, что вызывает стремление дистанцироваться от людей, которые им преклоняются. Устойчивость интересов. В стрессовой ситуации проявляют решительность, мужественность. Склонность к организаторским функциям, умение заразить окружающих своими идеями и повести их за собой, интегрируя их действия в соответствии со своими планами.

 Для руководителей пенитенциарных учреждений 1 шкала является ведущим пиком в профиле (60-78 Т). Основная проблема личности данного типа - подавление спонтанности, сдерживание активной реализации, гиперсоциальная направленность интересов с опорой на существующие расхожие точки зрения, правила и инструкции.

Умеренно повышенные профили характерны для руководителей среднего уровня адаптации. Для руководителей образовательных учреждений - 1-й - 63,80±2,39, 6-й - 62,20±2,09; 7-й - 69,91±2,83; 8-й - 62,00±2,43; 0-й - 66,50±2,05; для руководителей производственных объединений - 4-й - 66,50±2,05; 6-й - 62,20±2,09; для руководителей пенитенциарных учреждений - 1-й - 66,80±2,39; 4-й -68,58±2,24; 7-й - 65,91±2,83; 8-й -65,91±2,83; 0-й - 62,50±2,05. Профиль СМИЛ руководителей пенитенциарных учрежден определяет сензитивно-тревожный тип личности; догматический стиль мышления, приверженность к инструкциям, правилам, повышенная требовательность к окружающим, тенденция к подавлению насущных потребностей, инертность в принятии решений, сверхответственность, сочетающаяся с тенденцией к избеганию серьезной ответственности из страха не справиться. Когнитивный стиль лишен свободы, независимости и раскованности. Выявлена скупость эмоциональных проявлений. Эмоциональная сфера отличается противоречивым столкновением сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с психосоматической предиспозицией, то есть со склонностью к трансформации эмоциональной напряженности в болезненные реакции всего организма или отдельных органов.

Руководителям производственных предприятий, пенитенциарных учреждений с высокими показателями 4-й шкалы свойственны нетерпеливость, склонность к риску, притязания, уровень которых колеблется в зависимости от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач. Поведение раскованно, наблюдается непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше - на сиюминутные побуждения. Заметно выраженное стремление идти на поводу у собственных примитивных желаний, потворство своим слабостям. Отсутствие конформности, стремление к независимости. В состоянии эмоциональной захваченности - преобладание эмоций гнева или восхищения, гордости или презрения, то есть ярко выраженных, полярных по знаку эмоций, при этом контроль интеллекта не всегда играет ведущую роль. В личностно значимых ситуациях могут проявляться быстро угасающие вспышки конфликтности. Интерес к видам деятельности с выраженной активностью, любовь к высоким скоростям, а в связи с этим - к движущейся технике, стремление к выбору работы, позволяющей избежать подчинения, а также найти применение доминантным чертам характера. Доминантность проявляется в низкой подчиняемости и подчеркнутой независимости. В стрессе у лиц с превалирующей 4-й шкалой проявляется стеничный тип поведения. Лица данного типа плохо переносят однообразие, монотония нагоняет на них сонливость, стереотипичный тип деятельности - скуку. Императивные способы воздействия по отношению к этим людям и авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно если пытающийся манипулировать индивидом лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у него эмоций уважения, восхищения или страха. При высоких показателях сочетание 4-й шкалы с 6-й руководителей производственных объединений обусловливают вспыльчивый тип реагирования. Профиль, в котором умеренно повышены 4-я и 6-я шкала, характерен для личности рационального реалистичного типа, которой в осуществлении намерений мешает повышенная импульсивность и нонкомформизм. Повышенные показатели 6-й шкалы руководителей образовательных учреждений и производственных объединений свидетельствуют о тенденции к рационализации психологического конфликта, вызвавшего тревогу, об использовании механизма проекции в конфликтных ситуациях. Для руководителей пенитенциарных учреждений характерно сочетание высоких показателей 4-й и 7-й шкал, что свидетельствует о внутренне противоречивом, смешанном типе реагирования, в котором сталкиваются мотивация достижения и мотивация избегания неуспеха; склонность к активности и решительным действиям и блокировка активности в ситуации стресса; повышенное чувство достоинства, стремление к доминированию и неуверенность в себе, избыточная самокритичность; стеничный регистр эмоций и эмоции астенического регистра. Внешне поведение человека, по Л.Н. Собчик, выглядит как сбалансированное, но внутренний конфликт канализируется по психосоматическому варианту. Повышенные показатели 8-й и 0-й шкал у руководителей образовательных и пенитенциарных учреждений отражают трудности коррекции недостаточно адаптивных форм поведения из-за их способности мыслить трансцендентно (то есть глобальными категориями), замкнутости, неоткровенности.

Низкий уровень адаптации имеет место при сочетании разнонаправленных тенденций, то есть показателей гипо- и гиперстенических свойств; в этой ситуации потребность в самореализации сочетается с высоким самоконтролем и стремлением сдерживать поведенческие реакции. Затрудненная адаптация связана с дефицитом компенсаторных ресурсов личности.

Для руководителей образовательных учреждений характерны повышенные профили по шкалам 1-й - 75,34±1,43; 2-й -76,34±1,45; 3-й -80,92±1,38; 7-й - 75,25±1,72.

Показатели 1-й и 3-й шкал отражают смешанный тип реагирования и указывают на подавленную враждебность. Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются убежденностью в идентичности своего «Я» декларируемым идеалам. Характерна незрелость установок и суждений. Тип восприятия - наглядно-образный. Свойственны черты демонстративности. Выражена потребность в сопричастности к общему настроению окружающих. Впечатлительность по отношению к внешним эффектам и потребность в немедленном социальном поощрении. Повышение в профиле 7- шкалы указывает на неуверенность в себе, нерешительность, тенденцию к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, конформность, повышенное чувство вины.

 Для руководителей производственных объединений низкая адаптация ассоциируется с повышенными показателями шкал 4-й -75,58±2,24 , 6-й -76,50±1,56, 9-й-78,00±1,95.

Для лиц с высокими показателями 4-й и 6- й шкалы свойствены выраженное чувство соперничества, агрессивность, упрямство. В ситуации авторитарно-императивного давления и других форм противодействия они показывают эксплозивный (вспыльчивый) тип реагирования. Повышенная 9-я шкала отражает завышенную самооценку, бесцеремонность поведения, избыточная , но не всегда целенаправленная активность.

Низкий уровень эффективности адаптации руководителей пенитенциарных учреждений характеризуется повышением 4-й - 75,09±1,27, 6-й- 76,50±1,56, 9-й шкал - 76,00±1,95, что свидетельствует о неконформности, авторитарности, стремлению к доминированию. В личностном профиле доминируют возбудимые черты. Имеет место избыточная эмоциональная напряженность, на что указывает показатель 1-й шкалы -78,34±1,43. Затрудненная адаптация выражается в повышенной сосредоточенности на отклонениях от нормы в межличностных отношениях и по отношению к собственному самочувствию. Их раздражает безответственность и недостаточная, на их взгляд, нравственность поступков окружающих.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что способы адаптации личности к управленческой деятельности связаны с определенным сочетанием структурных элементов Я-концепции - когнитивного, аффективного, поведенческого, по степени их выраженности и по содержанию соотношения между собой.


Работа представлена на научную международную конференцию «Приоритетные направления развития науки», 26 октября-10 ноября 2007 г., США (Нью-Йорк, Вашингтон, Орландо, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес). Поступила в редакцию 03.12.2007.