Исследования показывают, что открытая система непрерывного сельскохозяйственного образования подвержена воздействию многих факторов экстремального характера. Непрерывность отраслевой системы образования в отдельных случаях нарушается в связи с обострением демографической ситуации, недостаточным финансированием аграрных образовательных учреждений и отраслевых НИИ, старением кадрового потенциала, отсутствием современного лабораторного оборудования и технологий и другими причинами.
Основной целью создания системы непрерывного сельскохозяйственного образования является обеспечение условий гарантированного предоставления социально-образовательных услуг сельской молодежи региона и повышение качества до- и профессиональной подготовки агрокадров, без чего невозможно цивилизованное развитие села.
Основные положения концепции непрерывного сельскохозяйственного образования состоят в следующем.
- Регионально ориентированная политика в области образования позволяет найти новые подходы к управлению процессом профессионального становления будущего специалиста в условиях конкретных форм хозяйствования на селе.
- Довузовские формы подготовки сельских школьников не только к продолжению обучения в вузе, но и в других учебных заведениях сельскохозяйственного профиля, их своевременная профессиональная ориентация определяет источники набора в конкретные учебные заведения.
- Постепенная перестройка педагогического процесса, ориентация его на формирование личности, развитие природных, профессионально важных качеств, самостоятельности и активности при решении профессиональных задач обуславливает либерализацию форм, содержания и технологий обучения.
- Исходя из общекультурных потребностей общества, выделение в качестве основного базиса учебно-воспитательного процесса развитие личности ведет к качественному изменению сущности образовательного процесса в вузе, его гуманизацию и гуманитаризацию.
- Осуществление мониторинга и научный анализ состояния сельскохозяйственного образования на региональном уровне обеспечивает условия более эффективного прохождения информационных потоков и управление образовательными моделями как внутри системы непрерывного образования, так и вне ее.
Реализация данных положений, на наш взгляд, должна строиться на следующих принципах:
- а) гибкость и открытость образовательных систем региона, включая формальные и неформальные структуры;
- б) гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса сельскохозяйственных образовательных заведений;
- в) интегративная основа образования. Интеграция общегражданского и профессионального образования, взаимодействие и взаимообусловленность сертификатов учебных заведений;
- г) разнонаправленность профессиональной подготовки, возможность получения дополнительного образования, вариативность профессиональной подготовки;
- д) осознанный выбор модели профессионального становления личности и активная установка на ее реализацию;
- е) престижность обучения в сельскохозяйственных учебных заведениях;
- ж) конкурентоспособность выпускников на рынке сельскохозяйственного труда.
Среди новых направлений к ранее разработанной концепции кадрового обеспечения АПК (1993 г.) мы предложили следующие:
- а) дошкольное воспитание, институт семьи (считаем, что такой раздел просто необходим в концепции непрерывного сельскохозяйственного образования. Это связано не только с переоценкой ценностных ориентиров в условиях рыночных отношений, но и с решением вопросов профессиональной ориентации);
- б) профориентационная подготовка в сельской школе (актуальной остается проблема комплектования в сельских школах так называемых «сельскохозяйственных классов»);
- в) педагогическая подготовка специалистов сельского хозяйства (связана с нехваткой квалифицированных сельских учителей и утратой такой формы работы с молодежью, как наставничество);
- г) научно-методическое обеспечение агрообразовательных учреждений (концепция предусматривает научно-методическое обеспечение всех уровней от школы до учреждений дополнительного профессионального образования);
- д) мотивация профессиональной подготовки и повышения квалификации на рабочих местах. Престижность сельскохозяйственного труда (заработная плата сельских тружеников составляет только 43% от заработной платы в целом по народному хозяйству);
- е) подготовка специалистов с высшим аграрным образованием как эффективных стратегов-управленцев (обострение конкуренции на потребительских рынках; непредсказуемость вызовов внешней среды; вступление России в ВТО).
В настоящее время отдельные элементы вышеупомянутой концепции уже внедряются в уральском федеральном округе и дают свои положительные результаты: внедряются новые прогрессивные технологии, повышается эффективность НИОКР, растет закрепляемость выпускников агрообразовательных учреждений, создаются агротехнопарки и бизнес-инкубаторы, агроуниверситетские комплексы.
Такие подходы, без сомнений, улучшат качество образовательного процесса, приведут к повышению уровня подготовки профессиональных кадров, их конкурентоспособности на рынке агропромышленного труда.
Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2007 г. Поступила в редакцию 05.12.2007.