Под образовательным туризмом понимаются туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов [2]. Отличительной чертой образовательного туризма является то, что он способствует формированию образовательной мобильности, навыков самообразования. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. К основным видам образовательного туризма относятся: учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов; ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия; научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях; участие в семинарах, конференциях, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации; экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам [3].
Традиция образовательных путешествий в России зародилась еще в петровские времена и была продолжена в последующие десятилетий [4]. Выпускники элитных государственных и частных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Началом организованного образовательного туризма в России считается 1777 год - год издания в «Прибавлении» к «Московским новостям» «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края, сочиненного по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем» [5]. Распространенным видом образовательного туризма в России XIX - начала XX вв. были экскурсионно-образовательные путешествия, которые представляли собой туристские услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов; тематические маршруты с целью посещения достопримечательных объектов и местностей [6]. Развитие образовательного туризма происходило на основе путешествий, осуществляемых географами, историками, мореплавателями, исследователями, представителями делового мира, которые накопили и сделали достоянием современных наций и народов многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, географические и исторические материалы, отчеты и дневники [7]. Образовательный туризм в России XIX - начала XX века был ориентирован, прежде всего, на учащихся и учителей (преподавателей) образовательных учреждений, для которых организовывались и проводились различные экскурсионные программы. Так «наибольший контингент экскурсантов Крымского горного клуба рекрутировался из обеих столиц, по преимуществу из Санкт-Петербурга, далее из всех университетских городов. Ученые всех специальностей, преподаватели учебных заведений, равно и учащиеся в них составляли главные группы экскурсантов» [8]. Первая организованная туристская поездка в Крым (экскурсия) была проведена в 1876 г. профессором геологии Новороссийского университета Н.А. Головкинским для студентов. Данные путешествия способствовали «расширению горизонтов, открывали много того, что нельзя было почерпнуть из книг или классных бесед, возбуждают научные интересы и запросы, указывают дальнейшие пути работы» [9].
Развитие образовательного туризма в России XIX века приобретает определенные организационные формы. Важную роль в этом сыграли первые туристские организации. В XIX веке были организованы различные общества и объединения любителей путешествий, деятельность которых была направлена не только на изучение края, но и организацию образовательных поездок и экскурсий. В 1878 г. интеллигенцией Тифлиса был создан клуб «Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба», который просуществовал до 1884 г. В 1890 г. образован Крымский горный клуб, который в начале XX века превратился в разветвленную сеть отделений. В конце XIX - начале XX века было образовано Российского общества туристов, Русское горное общество и т.п. Однако многие общества не могли удовлетворить растущий спрос на экскурсии в России из-за ограниченности своих возможностей. Эти общества никак не субсидировались государством. С другой стороны они не ставили своей целью превратиться во всероссийскую экскурсионную организацию по обслуживанию любителей путешествий. Главной их задачей было проведение туристских путешествий и экскурсий для своих членов [10].
Увеличение интереса к экскурсиям в России в начале XX века явилось толчком к созданию при некоторых обществах, таких, как взаимопомощи учащих и учивших, экскурсионных комиссий, бюро и комитетов. В 1910 году из преподавателей и руководителей учебных заведений Московского Учебного Округа, опытных в экскурсионном деле, была образована «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского Учебного Округа», которая внесла значительный вклад в теорию и практику экскурсионно-образовательного дела в России [11]. Даная Комиссия считалась Центральной Экскурсионной Комиссией и имела филиалы в семи крупных городах округа. В первое десятилетие XX века число подобных экскурсионных комиссий по всей стране значительно возросло. Так, к концу 1915 г. существовало около 100 подобных организаций. Экскурсионные комиссии и общества играли значимую роль в издании первых исторических очерков-путеводителей по различным регионам и городам страны [12]. В конце XIX века стали появляться путеводители в форме записок экскурсантов, в которых был представлены личный опыт и впечатления от участия в различных экскурсиях [13].
Важную роль в организации экскурсионно-ознакомительных путешествий в России играли уездные собрания. Губернское Земское Собрание на очередной сессии 1912 г. постановило «возложить с 1913 г. на губернское земство заботу по приему в Москве экскурсий учащихся земских начальных школ Московской губернии в течение летних каникул» [14]. Так в 1913 г. Московское уездное собрание организовало экскурсии для 152 школ (75% всех) с 6708 учащимися [15]. Участие губернского Земства в деле организации экскурсионно-образовательных путешествий было определено в следующих направлениях: 1) педагогическом: разработка программы и плана экскурсий, обеспечение экскурсантов необходимым руководством; 2) хозяйственном: обеспечение экскурсантов помещением для ночлега с прислугой и со всеми необходимыми принадлежностями, здоровой и не дорогой пищей, проездом по Москве [16]. Ежегодно издавались отчеты Земства о проделанной работе, в которых не только был представлен детальный анализ по всем направлениям деятельности, но и рекомендации по их преобразованию.
В конце XIX - начале XX века передовые педагоги российских учебных заведений обратили особое внимание на возможности и необходимость развития образовательного туризма и прежде всего за счет организации и проведение экскурсионно-ознакомительных путешествий по стране, региону или городу [17]. К этому времени относятся первые статьи об экскурсионной деятельности в России. В специализированных периодических изданиях отмечалось, что деятельность Российского Общества Туристов и в частности его Московское Отделение в конце XIX - начале XX века значительно активизировалась. Это обстоятельство показывало настоятельную потребность в организации экскурсий для учащихся. В основном экскурсионно-ознакоми-тельные путешествия для учащихся организовывались в период Рождественских и Пасхальных каникул. Несмотря на трудность путешествия по России «учащие средней и низшей школы все больше и больше начинали оставлять глухие места и отправляться для знакомства с обширной родиной» [18]. Деятельность Комитета Общества Туристов по организации и проведению экскурсий характеризовалась глубокой основательностью, так как наблюдалось стремление постоянно улучшать организацию экскурсий и путешествий, удешевлять их стоимость. Экскурсионные услуги, предлагаемые Обществом, пользовались спросом и были популярны среди учащихся и преподавателей. Об этом свидетельствуют статистические отчеты Общества о проделанной работе. Так, летом 1913 года участниками экскурсионно-ознакомительных путешествий по различным туристским маршрутам России было 715 человек [19]. Также в отчетах отмечалось, что организация данных путешествий с каждым годом возрастала и в достаточной степени удовлетворяла своих клиентов.
На страницах «Экскурсионного вестника» приводилось множество фактов, свидетельствующих об «авторитетной поддержке» со стороны российского правительства развития экскурсионно-ознакомительных путешествий на территории России и за ее пределами. Так, в 1911 г. Министры Народного Просвещения, Внутренних и Иностранных дел «вошли в соглашение между собой по вопросу о заграничных коллективных паспортах для учащихся» [20]. Поэтому в начале XX века практиковались и заграничные экскурсионно-ознакомительные путешествия. Например, в 1911-1912 гг. Общество преподавателей экскурсии организовали ученическую поездку на Рождественские каникулы в г.Берлин. При этом преподаватели экскурсий, делясь опытом о проделанной работе, отмечали, что «заграничную поездку может устраивать лишь тот, кто овладел техникой организации экскурсий в пределах России и может брать с собой лишь тех, кто уже много видел, научился наблюдать, привык и полюбил путешествия» [21]. При организации поездки в г.Берлин учитывались следующие аспекты: близость города и простота организации экскурсий; возможность познакомиться с крупными музеями Западной Европы; связь с русской культурой, торговой и промышленной деятельностью, малым различием климатических и природных условий; доступность по размерам расходов для учащихся. Общая стоимость путешествия составила 32 рубля на одного учащегося. Также в 1913 г. было организовано экскурсионно-ознакомительное путешествие в Японию, которое начиналось и заканчивалось во Владивостоке. Продолжительность экскурсии составляла три недели и стоила 125 рублей [22]. Впечатления учащихся от различных экскурсионно-образовательных путешествий в большей степени были удовлетворительными, иногда в превосходной степени - «очень и очень доволен», «премного довольна» и т.п. [23]
Таким образом, организация образовательного туризма в России XIX - начале XX века не имела четкой системы. В данном процессе принимали участие, как экскурсионные комиссии и бюро, так и различные туристские общества и объединения. Данные организации сталкивались с одинаковыми проблемами, решение которых зависело от опыта, региональных особенностей и масштабов деятельности. Кроме того накопленный опыт организации и проведения экскурсионно-образовательных путешествий в рассматриваемый период стал основой для дальнейшего развития образовательного туризма в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. - М., 2001; Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учебное пособие. - Киев, 1989.
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2003. - С.267.
- Основы андрагогики / Под ред. Колесниковой И.А. - М., 2003. - С.159-160.
- Ульянинский В.Ю. Третья экскурсия воспитанников Нижегородского дворянского института императора Александра II // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.125.
- Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. - М., 2001. - С.203.
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2003. - С.335.
- Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учебное пособие. - Киев, 1989. - С.11.
- Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов-на-Дону, 1988. - С.31.
- От редакции // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.3.
- Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. - СПб, 2000. - С.54.
- Гинтовт С. Опыт школьно-экскурсионной организации в Москве // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.11.
- Линдеман И.К. Новости школьно-экскурсионной литературы // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.124; С.Г. «Спутник Экскурсанта» // Экскурсионный вестник. - 1914, №3. - С.134.
- Ткешелашвилли К.С. От Владикавказа до Кутаиса: Путеводитель на Военно-Осетинской дороге (Записки экскурсанта). - М., 1899; Савелов Л.М. Три дня в великом Новгороде (из путевых воспоминаний) // Экскурсионный вестник. - 1915, №4. - С.91.
- Тихонович В.В. Отчет о приеме экскурсий учащихся земских начальных школ Московской губернии в г.Москву в течение лета 1913 г. - М., 1914. - С.3.
- Гинтовт С. Обзор журналов // Экскурсионный вестник. - 1914, №3. - С.131.
- Тихонович В.В. Отчет о приеме экскурсий учащихся земских начальных школ Московской губернии в г.Москву в течение лета 1913 г. - М., 1914. - С.4-5.
- Ульянинский В.Ю. Школьные экскурсии, их значение и организация // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.126; Тарасов Н.Г. Экскурсия, как элемент художественной культуры // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.34; Ульянинский В.Ю. Экскурсия в «Иван-город Свияжский» // Экскурсионный вестник. - 1915, №1. - С.87; Гартвинг А. Школа и экскурсии // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.13.
- Изюмов А. Учительская экскурсия летом 1913 года // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.103.
- Там же. - С.104.
- Гиндце Б. Ученическая поездка в Берлин на рождественские каникулы // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.107.
- Там же. - С.108.
- Экскурсии на Алтай и в Японию // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.115.
- Тихонович В.В. Отчет о приеме экскурсий учащихся земских начальных школ Московской губернии в г.Москву в течение лета 1913 г. - М., 1914. - С.29.