Гражданское образование еще только складывается в России. Поэтому еще нет разработанной и практически апробированной концепции. Нет также и адекватного понимания гражданского общества и гражданской культуры. Суть идеи становления профессионального гражданского образования, по мнению профессора Ю. М. Резника [2]: "+ заключается в том, чтобы утвердить гражданские и гуманитарные ценности в качестве важнейших приоритетов развития личности специалиста. Речь идет об ограничении роли государства в выработке и реализации образовательной политики общества, о преодолении тоталитарного мышления и утверждении идейного плюрализма в образовании и научных исследованиях, формировании новой модели специалиста, основанной на сочетании профессиональных и гражданских качеств". На наш взгляд, эффективность работы по гражданскому образованию достигается при следующих условиях:
- Система гражданского образования четко структурирована: обозначены основные элементы и параметры его содержания; согласованы на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования; определены единый знаниевый компонент и перечень основных умений, навыков, формирующихся у студентов.
- Задействованы все участники образовательного процесса (студент, преподаватели), активно используются возможности социума (социальная среда вуза, города, субъекта федерации).
- Формирование качеств гражданина осуществляется с использованием демократиических методов воспитания.
- Гражданское образование не навязано образовательному учреждению "сверху", педагоги имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.
Таким образом, гражданское образование включает в себя следующие компоненты: ценности (гуманитарные), знания (общекультурные и профессиональные) и деятельность (общественную и профессиональную). Гуманитарные ценности обусловливают гражданскую позицию личности, знания гражданскую компетентность, а профессионально общественная деятельность позитивную гражданскую деятельность индивида на благо демократического общества. Все указанные нами компоненты профессионального гражданского образования, позволяют личности стать гражданином и найти в гражданском обществе свое место исходя из своих личностных и профессиональных интересов.
Г. Гивишвили считает [1], что этого можно добиться, в частности, требованием того, чтобы содержание образования было ориентировано на гуманистическую систему ценностей, включающую в себя:
- общечеловеческий нравственный идеал, состоящий из базового минимума моральных постулатов, общего для всех мировоззренческих систем, не противоречащих Конституции РФ;
- свободу совести, понимаемую не только как свобода выбора любой светской или религиозной доктрины, но и отказа от всякой доктрины;
- гражданское правосознание признание наличия взаимных прав и обязанностей между гражданином, обществом и государством;
- личностное самосознание развитое чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей.
Исходя из выше сказанного, перед отечественным образованием стоит задача приобщения молодежи к принципам гражданского общества, воплощающим идеалы гуманизма. Иначе говоря, функция профессионального образования должна быть заключена не только в образовательном, но также и в воспитательном процессе формирования человекагражданина. Для решения задачи гуманизации общества и человека ВУЗ должен не только давать знания, соответствующие современному уровню развития естественнонаучных, общественных и гуманитарных дисциплин, но и развивать у студентов творческое мышление, нравственные понятия и гражданскую зрелость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гивишвили Г. Гражданское общество и проблемы образования/ [Электрон. ресурс]/Г. Гивишвили. (Рус.). Режим доступа:http://atheismru.narod.ru/Humanistic_Society/Journal/30/Givishvili.htm. Загл. с экрана.
- Резник Ю. М. На пути к новой парадигме гуманитарного образования/[Электрон. ресурс]/Ю. М. Резник. (Рус.). Режим доступа:http://www.ispr.ru/ZNAMDAT/10LET/STATI10/stati.html. Загл. с экрана.