Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

На современном этапе Россия находится в процессе становления правового государства и гражданского общества. Высокий уровень гражданской культуры в решении насущных проблем гражданского общества способен возродить Россию как правовое государство. Мы полагаем, что задачу овладения студентами, будущими юристами основами гражданской культуры, можно реально осуществить благодаря обновлению системы профессионального образования.

Гражданское образование еще только складывается в России. Поэтому еще нет разработанной и практически апробированной концепции. Нет также и адекватного понимания гражданского общества и гражданской культуры. Суть идеи становления профессионального гражданского образования, по мнению профессора Ю. М. Резника [2]: "+ заключается в том, чтобы утвердить гражданские и гуманитарные ценности в качестве важнейших приоритетов развития личности специалиста. Речь идет об ограничении роли государства в выработке и реализации образовательной политики общества, о преодолении тоталитарного мышления и утверждении идейного плюрализма в образовании и научных исследованиях, формировании новой модели специалиста, основанной на сочетании профессиональных и гражданских качеств". На наш взгляд, эффективность работы по гражданскому образованию достигается при следующих условиях:

  1. Система гражданского образования четко структурирована:  обозначены основные элементы и параметры его содержания; согласованы на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования; определены единый знаниевый компонент и перечень основных умений, навыков, формирующихся у студентов.
  2. Задействованы все участники образовательного процесса (студент, преподаватели), активно используются возможности социума (социальная среда вуза, города, субъекта федерации).
  3. Формирование качеств гражданина осуществляется с использованием демократиических методов воспитания.
  4. Гражданское образование не навязано образовательному учреждению "сверху", педагоги имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.

Таким образом, гражданское образование включает в себя следующие компоненты: ценности (гуманитарные), знания (общекультурные и профессиональные) и деятельность (общественную и профессиональную). Гуманитарные ценности обусловливают гражданскую позицию личности, знания гражданскую компетентность, а профессионально общественная деятельность  позитивную гражданскую деятельность индивида на благо демократического общества. Все указанные нами компоненты профессионального гражданского образования, позволяют личности стать гражданином и найти в гражданском обществе свое место исходя из своих личностных и профессиональных интересов.

  Г. Гивишвили считает [1], что этого можно добиться, в частности, требованием того, чтобы содержание образования было ориентировано на гуманистическую систему ценностей, включающую в себя:

  1. общечеловеческий нравственный идеал, состоящий из базового минимума моральных постулатов, общего для всех мировоззренческих систем, не противоречащих Конституции РФ;
  2. свободу совести, понимаемую не только как свобода выбора любой светской или религиозной доктрины, но и отказа от всякой доктрины;
  3. гражданское правосознание признание наличия взаимных прав и обязанностей между гражданином, обществом и государством;
  4. личностное самосознание развитое чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей.

Исходя из выше сказанного, перед отечественным образованием стоит задача приобщения молодежи к принципам гражданского общества, воплощающим идеалы гуманизма. Иначе говоря, функция профессионального образования должна быть заключена не только в образовательном, но также и в воспитательном процессе формирования человекагражданина. Для решения задачи гуманизации общества и человека ВУЗ должен не только давать знания, соответствующие современному уровню развития естественнонаучных, общественных и гуманитарных дисциплин, но и развивать у студентов творческое мышление, нравственные понятия и гражданскую зрелость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гивишвили Г. Гражданское общество и проблемы образования/ [Электрон. ресурс]/Г. Гивишвили. (Рус.).  Режим доступа:http://atheismru.narod.ru/Humanistic_Society/Journal/30/Givishvili.htm. Загл. с экрана.
  2. Резник Ю. М. На пути к новой парадигме гуманитарного образования/[Электрон. ресурс]/Ю. М. Резник. (Рус.). Режим доступа:http://www.ispr.ru/ZNAMDAT/10LET/STATI10/stati.html. Загл. с экрана.