Известно, что Органон Аристотеля ориентированный дедуктивным образом на поиск истины в свое время послужил отправной точкой и позволил Бэкону сформулировать замысел «Нового Органона», опирающийся на индуктивный метод, нацеленный на изучение и преобразование природы, извлечение пользы для человека. «Бэконовский» метод предстает в качестве методологии для выработки естественнонаучных и гуманитарных технологий с целью решения практикоориентированных задач по преобразованию природы. Этого требовала зарождающаяся промышленность, кардинальным образом меняющая отношение человека с природой. Не менее кардинальные, а порою и трагичные, потрясения уже не для природы, а для самого человека несет наше время. Возникла, по сути, «Гамлетовская ситуация» в жизни человека. В таких условиях философия как одна из базовых форм жизнепонимания вряд ли может ограничиваться рамками «чистой» теории, концентрируя усилия сугубо на вершинах метафизического мышления, хотя и трудно безусловно переоценить роль фундаментальных философских исследований для научного и вненаучного познания мира и социальнопреобразовательной практики. В современную эпоху философия может доказать свою необходимость, прежде всего ориентируясь на практику человекостроения. Практикоориентированность гуманитарного знания и образования - это требование времени. Вот почему масштабно понимая задачи философского образования в качестве фундаментально гуманитарного, стратегически целесообразно синтезирование философскометодологического осмысления антропологической проблематики в «контексте» современных социальноцивилизационных процессов с исследованиями в области прикладной гуманистики и общественных коммуникаций. В силу этого, акценты философского интереса смещаются в сторону гуманитарных технологий. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о необходимости «Новейшего Органона» способного дать эффективный инструмент познания и преобразования социальной сферы и человека.
Одна из важнейших стратегических задач, в связи с этим, заключается в модернизации образования, а главное, в определении методологии единства познавательной, образовательной и практической деятельности человека. Для этого, прежде всего, необходимо философскоантропологическое осмысление образовательной стратегии, а также философской рефлексии возникших изменений в системе «человек - человек». Необходимо не только изменение основных компетенций современного специалиста, но и субстанциональных качеств самого человека. Необходимы иные смыслы и конструкты, положенные в основания человекостроения.
Так возникла идея создания факультета философии человека. Смысл концепции факультета заключается в сочетании теории и практики философскокультурологического образования, где широкая практическая философия опирается на понимание современных общественных коммуникаций. Для одних это выход на практику человекостроения, для других это мощная гуманитарная (философскокультурологическая) опора при решении практикоориентированных задач.
Основным направлением научноисследовательской работы факультета является «Философия становления человека в современном мире» где рассматриваются разные грани этого становления, в том числе философскоантропологический, культурологический, педагогический, коммуникационный и др. Таким образом, образовательный и научноисследовательский смысл концепции факультета философии человека заключается в поиске оптимальной формы интеграции широкого спектра гуманитарных дисциплин (философия, культурология, этика, эстетика, педагогика) и современных методик информационнокоммуникативных видов деятельности и др., ядром которой является «философия человека». Одним из ключевых моментов, определяющих концепцию факультета, является принцип тесной взаимосвязи содержания фундаментальных и прикладных гуманитарных дисциплин с практикой человекостроения.
Набор специальностей факультета, а их на факультете сегодня реализуется пять, неслучайно включает классические и традиционно необходимые обществу профессии гуманитарного профиля: философа, культуролога, педагога, но и новые современные специальности такие как связи с общественностью и реклама, театральносценическое искусство, способные решать технологически конкретные задачи воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью распространения и поддержания гуманных норм поведения, приобщения к гуманистическим идеалам и ценностям разработки современных гуманитарных технологий и т.д. «Родственность» всех пяти факультетских специальностей, объединяющий их гуманитарный профиль определяется тем, что приоритетное значение для предмета каждой из них в равной степени имеет проблема человека. Факультет сегодня предлагает комплексную подчинённую единому замыслу и вместе с тем вариативную (рассматриваются разные аспекты бытия человека: философский, культурологический, художественноигровой, психологический, коммуникационный, педагогический и др.) программу подготовки высококвалифицированных специалистов широкого гумманитарного профиля. Неслучайно существует общий набор на факультет на первый курс. Подчинена единому замыслу и структура факультета, состоящая из 7 тесно взаимодействующих кафедр.
Еще раз хочется подчеркнуть, что «связка» философии, культурологии, теории и практики связей с общественностью в одном и учебнообразовательном комплексе, каковым является факультет философии человека, оптимальна по ряду позиций. Вопервых, хорошо известно, что философия выступает концентрированным выражением культурных достижений определённой исторической эпохи. На смену постиндустриальному обществу приходит информационнотелекоммуникационное общество. Сам человек в таком мире радикально меняется, вплоть до смены стран, убеждений, лиц, пола и т. д. На фоне падения интеллектуальнонравственных технологий гуммманизации человека меняются средства и способы воздействия на него. Вовторых, в связи с формированием глобального информационного общества возрастает необходимость гармонизации собственно культурных, духовнотворческих видов активности и видов деятельности информационнокоммуникативного типа, а среди них связей с общественностью и рекламы. Если одни нуждаются в многочисленной аудитории, то другие в идейно насыщенной, духовно обогащающей информации. А когда выше всего ставится достижение сиюминутного коммерческого или политического успеха любой ценой, то, в конечном счете, происходит саморазложение обеих указанных сторон, влекущее известную ситуацию «смерти человека», «социальной пустыни». Тем более актуально это в современную эпоху, когда философии человека предстоит обобщить и систематизировать многообразные процессы и тенденции перехода к принципиально новой стадии культурноцивилизационного общества, становления так называемой «медийной» культуры (радио, телекоммуникации, Интернет).
Союз философской методологии, основанной на гуманистическом мировоззрении, с методически оснащённой теорией культуры и технологически и эмпирически обобщённой практикой информационнокоммуникационной деятельности - таков исходный, базовый принцип организации учебнообразовательного процесса факультета. Он соответствует реалиям современности и тому пониманию философии человека, традиция которого была заложена ещё Аристотелем. Такой подход придает образованию укорененность в научную традицию, современную направленность, концептуальную завершенность и ясную перспективу развития.