Особую актуальность рассматриваемой проблеме придает то, что нефтегазодобывающая отрасль фактически является неттокредитором промышленности, сельского и жилищнокоммунального хозяйств, бюджетных предприятий и организаций, и отсутствие научно обоснованного финансового регулирования влияет на экономическую ситуацию в стране все в большей степени. Разработка и реализация мер по внедрению и оптимизации финансового регулирования в нефтегазодобывающей отрасли предполагает на основе научного анализа мировой и отечественной практики финансового регулирования создание сбалансированного механизма финансирования различных технологических этапов нефтегазодобычи.
Целью исследований в рамках гранта РФФИ явилось научное обоснование необходимости финансового регулирования основных этапов нефтегазодобычи и его оптимизация для повышения коммерческой и бюджетной эффективности компаний топливноэнергетического комплекса на примере компаний Краснодарского края.
Несмотря на весьма интенсивные научные исследования в области соотношения финансовой политики и финансового регулирования, финансовая политика трактовалась в основном как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы хозяйственного механизма. В связи с новыми основными целями финансовой политики повышением объема и эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровлением и структурной перестройкой экономики, достижением более высокого уровня жизни населения, определение финансовой политики базируется на выработке научно обоснованных концепций финансов, определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, разработке комплекса практических действий на основе финансового регулирования, направленных на достижение поставленных перед экономикой целей. Таким образом, финансовое регулирование в макроэкономическом масштабе заключается в согласовании целей финансовой политики государства c финансовыми интересами хозяйствующих субъектов.
Исторически сложились два основных финансовых регулятора экономической жизни государства: налоговая политика и политика государственного кредита. Увеличение налогового бремени угнетает производство, снижая вероятность возникновения кризисов перепроизводства, нормализуя дисбаланс между потреблением и производством за счет увеличения потребления со стороны государства и социальных программ, снижение налогов способствует экономическому росту и целесообразно при стагнации и спаде производства. Политика государственного кредита посредством снижения ставки рефинансирования, способствует активизации инвестиционной деятельности в реальный сектор экономики, способствует ее росту и поступательному развитию. Сбалансированное манипулирование этими регуляторами способствует стабильному и оптимальному развитию экономики.
Отсутствие концессионного законнодательства в РФ породило отсутствие рынка лицензий и цивилизованной конкуренции, поэтому одним из самых эффективных финансовых регуляторов деятельности нефтедобывающих компаний в настоящее время является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Необоснованный и неподготовленный отказ от отчислений в централизованный фонд ВМСБ, введение недифференцированного экспортнонаправленного НД ПИ вызвало резкое падение объемов геологоразведочных работ в нефтегазодобывающей отрасли. Поэтому представляется целесообразным законнодательно закрепить использование части отчислений от НДПИ идущих в основном на формирование стабилизационного фонда целевым образом на геологоразведочные программы, являющиеся стратегическими в нефтяной промышленности.
С точки зрения самостоятельно функционирующего хозяйствующего субъекта под финансовым регулированием нами понимается два основных регулирующих фактора, первый, основополагающий внешнее, т.е. государственное регулирование или финансовая политика, второй, не менее важный на наш взгляд, внутреннее, «корпоративное» регулирование. Внутреннее финансовое регулирование в свою очередь можно условно разделить на два вида регулирования:
- регулирование со стороны собственников предприятия;
- регулирование со стороны топменеджеров, руководителей.
Финансовое регулирование со стороны собственников можно рассматривать как самое важное после финансовой политики государства стратегическое звено регулирования экономического состояния хозяйствующего субъекта.
Финансовое регулирование со стороны руководства хозяйствующих субъектов мы рассматриваем как важнейшее тактическое звено финансового управления.
Таким образом, под финансовым регулированием мы понимаем сочетание той или иной схемы дискреционной и не дискреционной финансовой политики государства с ее многообразием элементов и инструментов регулирования в совокупности с финансовым регулированием хозяйствующих субъектов, при котором обеспечивается гармонизация интересов государства и субъектов рыночных отношений.
На всех уровнях отмечается, что Федеральный Закон «Об соглашениях о разделе продукции» [1] является сложным и весьма зарегулированным со стороны государства, свободного оборота лицензий он не предусматривает, весьма сложная процедура принятия решения о заключении соглашений, требующая множества согласований и законодательного одобрения. Сложность учетных процедур в процессе определения себестоимости добычи, отсутствие нормативной базы и квалифицированных кадров при заключении соглашений может приводить к серьезным необоснованным бюджетным потерям государства.
Основными налогами, взимаемыми в Российской Федерации с нефтяников являются: экспортнонаправленный НД ПИ, НДС, налог на прибыль, экспортные пошлины, налог на имущество, налог на землю, ЕСН и другие местные налоги [2]. Из всех перечисленных наиболее тяжелым и экономически неоправданным, способствующим повышению внутренних цен на нефтепродукты и снижению эффективности средних и мелких нефтяных компаний является НДПИ.
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным:
- Возобновить работы по разработке концессионного законодательства, которое разрабатывать, основываясь на опыте зарубежных стран, положительном опыте Казахской Республики, высокий темп экономического роста которой в последние годы во многом является следствием принятия и успешного использования концессионного законнодательства [3].
- Реформировать способ исчисления НДПИ в интересах топливных производителей и государства.
Необходимость предложенных мер подтверждает оценка состояния геологоразведочной деятельности в нефтяной промышленности Российской Федерации и Краснодарского края.
Динамика добычи и восполнения запасов нефти в Российской Федерации показывает, что с отменой механизма самофинансирования воспроизводства сырьевой базы (ВМСБ) наблюдается резкое падение восполнения запасов нефти. Механизм самофинансирования геологоразведочных работ посредством отчислений в целевой бюджетный фонд ВМСБ работал до 2002 года.
С 2002 года с вводом в действие 26 главы части второй Налогового кодекса РФ были отменены отчисления на ВМСБ. Фактически рентные платежи за пользование недрами и целевые платежи на ВМСБ, имеющие совершенно разное экономическое содержание и назначение оказались не только объединены, но и отнесены к налогам, т.е. обезличены и растворены в бюджете, федеральная геология переведена на бюджетное финансирование. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) зависит от средней мировой цены на нефть и курса доллара, установленного на ММВБ, не имеет никакой дифференциации по месторождениям (новое высокорентабельное месторождение или низкорентабельное месторождение на завершающей стадии разработки). НДПИ нацелен на экспортные поставки нефтегазодобывающих корпораций и не учитывает интересов мелких и средних нефтедобывающих предприятий лишенных возможности экспорта нефти за рубеж. Отмена ВМСБ и введение НДПИ привело к резкому уменьшению прироста запасов нефти. Так, уже в 2002 году прирост запасов нефти более чем в 1,7 раза отставал от объема добычи, в 2004 году уже более чем в 1,9 раза превышал объем запасов. 2002 году на геологоразведочные работы было израсходовано 134 млрд. руб., а в 2004 при Стабилизационном фонде в 25 млрд. долл. На эти же цели было израсходовано всего 6 млрд. руб.. Всего в 2003 году на геологоразведку все российские компании израсходовали чуть более 1 млрд. долларов, для сравнения одна только Еххоп Моbi1 затратила на те же цели более 11 млрд. долларов. Более 90% геологоразведочных работ производились ранее за счет средств отчислений на ВМСБ. В связи с отменой отчислений на ВМСБ и изза того, что НДПИ поставил мелких и средних нефтегазодобытчиков на грань выживания, объемы воспроизводства минеральносырьевой базы в настоящий момент резко сократились и находятся на явно недостаточном уровне. Если раньше, при дифференцированном подходе мелкие и средние нефтегазодобывающие компании могли самостоятельно за счет целевых средств ВМСБ вести доразведку на своих лицензионных участках, то после введения НДПИ и корректировки его базовой части в сторону увеличения это становится практически невозможным. Таким предприятиям с высокой себестоимостью добычи, с ограниченным доступом к экспортной трубе стало весьма затруднительно проводить геологоразведочные работы изза отсутствия финансовых средств. На таких предприятиях, со временем, без существенного вложения в геологоразведку абсолютно закономерно начинают снижаться и объемы добычи. В качестве примера можно рассмотреть статистику и динамику добычи нефти и газового конденсата по ряду нефтегазодобывающих компаний Краснодарского края .
Для изменения сложившейся ситуации и повышения эффективности работы отрасли, увеличения объемов геологоразведочных работ в нашем исследовании предлагается:
- Законодательно установить отчисление на ВМСБ в размере 2,5% от стоимости реализации продукции. Данные отчисления должны будут включаться в себестоимость продукции и, оставаясь в распоряжении нефтегазодобывающих компаний и направляться ими исклюючительно на цели ГРР локального масштаба. По окончании отчетного года неиспользованные ресурсы должны быть направлены в федеральный бюджет для финансирования федеральных геологоразведочных программ.
- Снизить ставки НДПИ и установить дополнительный рентный дифференцированный налог, «роялти», учитывающий степень рентабельности месторождения, стадию его разработки и себестоимости добычи
- Законодательно закрепить долю НДПИ, направляемую целевым образом непосредственно на финансирование федеральных геологоразведочных программ.
- Предусмотреть налоговые льготы малым и средним независимым нефтедобывающим компаниям.
- Законодательно создать условия для формирования вторичного рынка лицензий, создать возможности для развития концессионного права, максимально упростить и либерализовать правила получения государственных лицензий.
- Ввести налоговые льготы по налогу на прибыль на средства, инвестируемые предприятиями в геологоразведочную и другую деятельность направленную на разработку новых месторождений.
По нашему мнению, без дифференцированного подхода к НДПИ существенно изменить состояние дел в нефтегазодобывающей отрасли будет весьма затруднительно.
Поэтому, в работе предлагается установить НДПИ со ставкой 6% от стоимости реализации продукции, при этом в связи с тем, что многие компании, особенно мелкие, не имеют доступа к мировому рынку нефтепродуктов, нужно отказаться от существующей сейчас зависимости ставки НДПИ от уровня мировых цен на нефть, а привязываться к реальным, документально подтвержденным продажам. Данная мера позволит поставить в равные конкурентные условия мелкие независимые нефтяные компании с корпорациями, имеющими доступ на мировые рынки сбыта нефтепродуктов, даст импульс к развитию вторичных методов добычи нефти на истощенных месторождениях, будет способствовать максимальному извлечению запасов.
В качестве корректирующего ставку НДПИ фактора, предлагается использовать сложность геологического строения лицензионного объекта. Агрегированным показателем сложности геологического строения лицензионного участка выступает коэффициент извлечения нефти (КИН), показывающий долю балансовых запасов, которую можно извлечь из недр при существующей технологии добычи.
Такой подход объективно учитывает все объективные и субъективные критерии и с его помощью можно стимулировать добычу на истощенных месторождениях и отбирать «сверхприбыли» с высокорентабельных месторождений. Однако, по нашему мнению, использовать его нужно только к «роялти» (8% от планируемого согласно действующего НКРФ к введению с 2007 года НДПИ 16,5%).
Третья мера законодательное закрепление доли НДПИ, направляемой целевым образом непосредственно на финансирование федеральных геологоразведочных программ. Эта мера позволит уйти от остаточного принципа финансирования геологоразведочной Деятельности, даст возможность более четко планировать геологоразведочные работы на федеральном и региональном уровнях.
Четвертая мера направлена на поддержание мелких и средних нефтегазодобывающих компаний. В России на их долю (данные по статистике 2005 года) приходится не более 5 % от всей добычи по стране в целом, в то время как в США, за счет малых и средних нефтяных компаний добывается более половины всех углеводородов. Такой результат достигается в США благодаря гибкой финансовой политике государства в сфере налогообложения мелких и средних нефтегазодобытчиков, направленной на максимальное извлечение имеющихся запасов. В качестве первого шага в этом направлении предлагается из «роялти» для мелких и средних нефтегазодобывающих компаний производить налоговые вычеты документально подтвержденных сумм направленные ими на НИОКР по повышению нефтеотдачи пластов, выполнение разработанных мероприятий по повышению нефтеотдачи, освоение новых методов добычи нефти, внедрение других инноваций. Эти меры также повлияют на распределение нефтяных и газовых месторождений в регионе не только в пользу ВИНКов, но и в пользу региональных нефтегазодобывающих компаний, являющихся в современной экономической ситуации основными ограничителями цен на энергоносители.
Введение налогового вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль на величину средств, затраченных компаниями на выполнение геологоразведочных работ, а также на инвестиции, направленные на разработку вновь найденных месторождений, позволит увеличить экономическую эффективность реализации новых капиталоемких проектов, в частности освоения континентального шельфа и акваторий внутренних морей. Здесь, на наш взгляд, целесообразно применение так называемых «аплифтов» налоговых вычетов, увеличивающих для целей налогообложения, величину затрат на инвестиции по сравнению с реально затраченными средствами. Для активизации инвестициионной деятельности предлагается установить величину аплифта равную 1,2, т.е. прибыль не будет облагаться налогом до тех пор, пока ее величина не превысит в 1,2 раза величину затраченных на инвестиции средств. Эта мера, по сути, страхует инвестора от влияния инфляции, значительно увеличивает привлекательность капиталоемких и высокорискованных морских проектов.
Все выводы и результаты научного исследования были апробированы в нефтегазодобывающих компаниях Краснодарского края ООО «НК Приазовнефть» и ОАО «Роснефть Краснодарнефтегаз», рассмотрены и получили одобрение Администрации Краснодарского края, в ряде крупных и средних нефтедобывающих компаниях, осуществляющих свою добывающую и геологоразведочную деятельность на территории края, прошли экспертизу и получили поддержку в Российском Фонде фундаментальных исследований.