Целью нашего исследования было изучение особенностей восприятия основных эмоциональных состояний и их оттенков.
В качестве испытуемых выступали студенты вузов в возрасте 18-20 лет (n=92).
Для данного исследования нами была разработана модификация методики А.А.Борисовой (1989), которая позволяет исследовать восприятие эмоциональных состояний в двух ситуациях: 1) в ситуации, когда в большей степени информативно содержание произносимого текста, а интонация голоса максимально соответствует тексту, 2) в ситуации, когда почти вся информация содержится в интонационном рисунке говорящего. На основе работы с психологической литературой нами было отобрано 46 эмоциональных состояний (по 18 в группах положительных и отрицательных эмоциональных состояний и 10 амбивалентных), которые исследуются в полном наборе как в первой, так и во второй части.
Качество опознания эмоциональных состояний в речевых высказываниях оценивалось по вероятности правильного распознавания (процент правильно опознанных фраз от всех фраз, предъявленных к прослушиванию).
Согласно полученным результатам наиболее точно испытуемыми опознаются яркие эмоциональные состояния, такие как радость, страх, гнев, удивление. Опознание же тонких эмоциональных состояний вызвало больше затруднений. Анализ ошибок показал, что в большинстве случаев происходит смешивание близких по значению эмоциональных оттенков (например, умиление и очарование или печаль и тоска) и отнесение эмоционального оттенка к определенной эмоциональной группе (например, эмоциональные оттенки тревоги, ужаса были определены как страх). Это заставило нас предположить, что на уровне восприятия, видимо, нет четких интонационных границ между тонкими эмоциональными оттенками. Это подтверждается данными Н.В.Витт (1965), которая показала, что звучащая речь лежит в акустически ограниченных пределах и выражение определенных эмоций имеет зонный характер. В силу существования большого многообразия эмоциональных состояний зоны могут быть весьма широкими и частично перекрывающимися.
Кроме того, сопоставление результатов первой и второй серии исследования показало, что наличие такого дополнительного лингвистического фактора, как контекст, способствует улучшению опознания эмоций.