Высокая конкурентоспособность России должна стать важнейшей целью. Она становится национальной идей России. Конкурентоспособность экономики может быть достигнута либо снижением издержек производства на единицу продукции, либо за счет повышения качества продукции. Первый путь дает краткосрочный эффект и может иметь отрицательное социальное значение, так как допускает снижение размера и доли заработной платы в единице реализованной продукции. Более перспективный путь - выпуск новой продукции и традиционной, но более высокого качества. Это экономика, основанная на знаниях, коммерциализации научных разработок. Эта цель должна присутствовать в практической деятельности и может быть достигнута при мобилизации всех интеллектуальных ресурсов.
Ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ отдельной национальной экономикой является овладение наукоемкими технологиями. Высокотехнологичный сектор современной промышленности является основой стратегической конкурентоспособности национальных экономик, формируя материальную основу наукоемкого экономического роста и благосостояния общества. Конкурентные позиции развитых стран в наукоемкой продукции и технологиях прямо связаны с интенсивностью государственной поддержки разработчиков.
В России переход к конкурентной рыночной среде пока не решил главной цели - повышения жизненного уровня населения страны. Основной причиной можно считать незавершенный характер реформ, выразившийся в закрытости и непрозрачности двух главных взаимосвязанных систем в конкурентной среде - государства и бизнеса. Государство обязано четко и ясно сформулировать основные параметры конкурентной среды и обеспечить их стабильность, бизнес, в свою очередь, должен открыть свои реальные финансовые потоки, чтобы не искажать представления о возможностях повышения конкурентоспособности предприятия в рыночной среде.
Конкурентоспособность российской экономики сегодня основывается на использовании сравнительных национальных преимуществ и использовании механизма ценовой конкурентоспособности. Сырьевая составляющая на сегодня - основа конкурентоспособности российского экспорта. Масштабы использования конкурентных преимуществ, связанных с формированием инновационной экономики, механизмов неценовой конкуренции, основывающихся на уникальных технологиях, сегодня в России недопустимо малы. Механизмы реализации конкурентной политики, целью которой должно быть создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, прописаны слабо и не дают представления о том, какую эволюцию претерпят в ближайшие годы взаимоотношения государства и бизнеса с тем, чтобы в конечном итоге повысить конкурентоспособность России на внутреннем и мировом рынках.