Национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой человеческой группы. Формирование русского характера определено влиянием двух культур (западной и восточной) и тремя доминирующими факторами: безжалостным авторитарным правлением, необъятными просторами России и суровостью ее климата. В результате сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие, терпимость, сострадание, общительность, доброжелательность, ровное отношение к представителям других национальностей, мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию, выносливость и презрение к смерти, неприхотливость и старательность, леность ума. Фактор климата особенно сильно сказался на русских крестьянах, которые были вынуждены бездействовать большую часть года, а в оставшийся короткий период работать до изнеможения. Поэтому для них характерны и такие качества, как несобранность, неумение доводить начатое дело до конца. В то же время русские могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными. Наконец, представители русского народа легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым условиям и т.п.
Национальные особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народной песне. Конечно же, в текстах ярко проявляются духовные ценности народа, лежащие в основе формирования национального характера. В то же время, нам хотелось показать, как он воплотился в музыкальном языке песен. В результате проведенного анализа мы пришли к следующим заключениям:
- «загадочность» же русского характера, наиболее ярко, нашла отражение в комплиментарном сочетании текста и музыки;
- авторитарность и подчинённость коллективной воле - в методе полифонического развития (подголосочная полифония), при котором один голос ведущий, а остальные - лишь его варианты;
- широта и щедрость - в обилии внутрислоговых распевов.
- общительность и коммуникативность нашли свое отражение в композициях песен, многие из которых написаны в диалогической (вопросно-ответной) форме;
- толерантность воплотилась в органичном принятии иноэтнических музыкальных образований;
- внутренняя стойкость нашла отражение в метроритмической структуре, в большинстве случаев подчиняющейся ритму шага;
- неумение доводить дело до конца - прежде всего в жанре хороводных песен, которые, в большинстве случаев, не заканчиваются, а просто обрываются при исполнении.