Каждая свадебная песня занимала в традиционном свадебном ритуале определенное место. Ее содержание и характер зависели от той роли, какую она играла в конкретной обрядовой ситуации.
Среди всех обрядовых песен выделялись мотивы-формулы - повторяющиеся мелодии с разным текстом, обозначавшие важнейшие обрядовые действа. Коды (формулы) - элементы музыкального фольклора, приобретшие свойство знаков, при помощи которых моделируется коммуникация между людьми или социальными группами внутри социума, с одной стороны, и между ними и природным окружением с другой. Музыкальный код широко употребляется для обозначения видовых различий. Использование мелодии как кода определенной личности или социальной группы, с которой она соотнесена, нашло свое развитие в технике лейтмотивов (или персонифицированных напевов, напевов-формул), в особых запевах - припевах и рефренах-возгласах, которые служили организующим художественным средством музыкального фольклора. Мелодия как знак в данном случае выступает заменой вербального общения. При этом напев оказывается не только средством показа персонажа, но и своеобразным способом передачи речи в особых видах пения.
Структура «субкодов» свадебных песен русских сел Башкортостана:
- Интонационная: восходящий скачок на ч5 (квинту) и его заполнение;
- Ладовая: характерна переменность;
- Ритмическая: нами было выявлено 2 ритмических типа, встречающихся в песнях
1) усложненный вариант ритма суммирования, связанный с обобщающей ритмикой и тенденцией к ее аугментации;
2) вариант ритма дробления, связанный с его редукцией.
Следовательно, это драматические напевы-формулы, которые вводятся в тип свадьбы-веселья.