Развитие морского транспорта в системе международных перевозок неразрывно связано с развитием автомобильной составляющей, обеспечивающее эффективное функционирование портово - перегрузочных комплексов.
Значимость автомобильного транспорта в транспортной системе постоянно возрастает. Развитие рынков товаров и услуг малого и среднего бизнеса объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой приспособленностью к рыночным условиям.
Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортно-коммуникационном портовом комплексе, являясь наиболее распространённым и мобильным средством доставки грузов. На его долю приходится 60-75% от общего объёма перевозок грузов через Калининградский морской торговый порт.
Значительная доля автомобильных перевозок в экспортном сообществе приходится на металлолом (48%). Стабильную долю составляют перевозки древесины и изделий из неё (14%), целлюлозы (13%), увеличивается экспорт цветных и чёрных металлов (27%), возрастает объём контейнерных перевозок.
Анализ состояния рынка автотранспортных услуг свидетельствует о том, что у российских перевозчиков неплохое положение в осуществлении экспортных перевозок через Калининградский морской торговый порт, так как эти перевозки представляют особый экономический интерес.
Привлечению дополнительных объёмов грузов в Калининградский регион способствовала благоприятная тарифная политика. Везти грузы в регион стало выгодно. За 2004 год у причалов порта было обработано около 1700 судов, из них 300- российских.
Спрос на международные автомобильные перевозки определяются двумя факторами:
- Динамикой и структурой изменения объёмов производства в регионе.
- Платежеспособностью предприятий и организаций.
Автомобильным транспортом перевезено из морского торгового порта свыше 170 тыс. тонн импортного груза. В 2004 году объём перевозок возрос по сравнению с 2001 годом по различным грузам на 5%-8%, а контейнерные перевозки на 33%. Значительная доля перевозок приходится на строительные грузы, мясо продукты, рыбопродукты.
Наиболее лимитирующим элементом при перевозке внешнеторговых грузов из морского порта автомобильным транспортом является большой объём рутинной работы с бумажными носителями информации, т.е учётно-отчётными документами, что порождает непроизводительные простои транспортных средств, усложняет взаиморасчёты между субъектами рынка транспортных услуг и как следствие этого задерживает передачу грузовых отправок с одного вида транспорта на другой.
Создание автоматизированных информационных систем в Калининградском морском торговом порту позволяет исключить дублирование транспортной информации, ускорить оформление транспортной и таможенной документации, ускорить процесс обработки судов; приведет к повышению степени информированности грузовладельцев, позволит сократить сроки доставки грузов и снизить уровень запасов на транспортных терминалах порта. Логистическая автоматизированная система Калининградского морского торгового порта позволит повысить эффективность и качество перевозок в системе «Морской транспортный порт- автомобильный транспорт».
Калининградский Морской торговый порт предоставляет полный комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов от отправителя к получателю и стоянкой судов в порту.
Основными из них являются:
- погрузочно-разгрузочные работы;
- хранение грузов;
- экспедирование грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, включая расчеты за перевозку грузов железнодорожным транспортом непосредственно с администрацией железной дороги;
- логистика;
- энергоснабжение сторонних организаций;
- услуги телефонной и интернет-связи.
Имеется прямой договор с ОАО «Российские Железные дороги» на экспедирование грузов по железной дороге, а также договоры о сотрудничестве с Литовской и Белорусской железной дорогой. Все услуги в порту осуществляются на основе прямых договоров при использовании гибкой системы тарифов и индивидуального подхода к клиенту. Кроме того, клиентам и инвесторам порта предоставляются налоговые и таможенные льготы, предусмотренные Законом РФ «Об особой экономической зоне Калининградской области».
Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Экономические науки. Актуальные проблемы фундаментальных исследований», 21-28 февраля 2006г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 06.02.2006г.