Достижение надлежащего качества базируется на установлении государством предельно допустимой концентрации (ПДК) а также предельно допустимых выбросов (ПДВ) от оборудования.
Сравнение нормативов ПДК в России и странах ЕС показало, что для традиционных загрязняющих веществ они более жесткие в РФ. В то же время для новых веществ, таких как диоксины, ситуация обратная. Причем различия очень значительны.
Установление ПДВ для отдельных источников в странах ЕС базируется на утвержденных концепциях, реально достижимых и экономически оправданных. Большое значение придается минимизации выбросов, очистке и внедрению новых технологий. При похожем подходе в РФ основной упор делается на существующее положение, а уменьшение выбросов рассматривается, как правило, при превышении ПДК.
И ПДК и ПДВ государствами устанавливаются по различным принципам. Сравнение ПДК, например, затруднено разными принятыми интервалами определения.
В ЕС каждая из входящих в него стран имеет право устанавливать величину норматива, которая должна быть не выше установленной сообществом. В РФ такое право есть у субъектов Федерации, но оно практически не реализуется.
Для унификации ПДК важное значение могут иметь рекомендации ВОЗ.
Разработанные ПДК загрязняющих веществ в воздухе для растительного мира не создают впечатление единой системы ни в РФ ни в ЕС.
Декларированы но не разработаны экологические нормативы.
Таким образом достижение качества атмосферного воздуха в странах ЕС базируется прежде всего на нормативах ПДВ и как следствие уровня загрязнения ниже ПДК. В РФ приоритеты расставляются иначе. Во главу угла ставят ПДК.
Для характеристики воздуха рабочей зоны используются исключительно национальные стандарты. Это касается даже такой структурированной организации как ЕС. ПДК рабочей зоны в РФ для большинства веществ гораздо ниже, чем в странах ЕС, хотя в них тоже есть существенные различия.
Особые проблемы возникают при загрязнении атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, на которые приходится более 80% выбросов в крупных городах. Наиболее эффективно эта проблема решается в ЕС введением и контролем нормативов ЕВРО I-V.
Система контроля качества атмосферного воздуха организована в ЕС более эффективно по сравнению с РФ, но в последний период новые нормативные документы РФ полностью отвечают требованиям ИСО