Целью данной работы являлось сравнительное изучение особенностей воздействия лектинов и бактериальных ЛПС на морфологию и клеточный состав селезёнки.
Были использованы летальные дозы (ЛД 95) введённых внутрибрюшинно растительных лектинов - клещевины (ЛК) и фасоли (фитогемагглютинин - ФГА), а также бактериальных ЛПС - Escherichia coli (ЛПСс) и Klebsiella pneumonia (ЛПСк). Исследовались селезёнка мышей линии СВА (20 контрольных и 40 экспериментальных животных). Срезы окрашивали гематоксилином и эозином, азуром II и эозином.
Исследования показали, что селезёнка интактных мышей имела типичное строение с разделением на белую и красную пульпу, отчётливо выявлялись все зоны лимфоидных узелков белой пульпы, красная пульпа была обычного кровенаполнения.
При воздействии ЛК белая пульпа селезёнки животных теряла четкие границы и была обеднена клетками лимфоидного ряда. Особенно заметно оголялись маргинальные зоны узелков с разрастанием стромы. В лимфоидных узелках не определялись типичные реактивные центры. В красной пульпе, наряду с её выраженным полнокровием, встречались скопления лимфоцитов и множество макрофагов. Применение ФГА приводило к сходным изменениям в органе, но менее выраженным, чем при действии ЛК, с восстановлением нормального строения селезёнки через 72 часа.
Использование бактериальных ЛПС (ЛПСс и ЛПСк) вызывало в селезёнке мышей изменения, подобные процессам, происходящим при действии ЛК и ФГА - границы между белой и красной пульпой становились размытыми, неправильной формы лимфоидные узелки белой пульпы не содержали светлых центров и маргинальных зон.
Изменения клеточного состава белой и красной пульпы селезёнки при действии растительных лектинов и липополисахаридных бактериальных комплексов носили в принципе однотипный характер: незначительно уменьшалось количество лимфоцитов, увеличивалось число бластных форм, гранулоцитов и клеток стромы. Данные реакции были наиболее выражены при введении ЛК. Кроме того, под действием лектина клещевины в красной пульпе селезёнки отмечалась выраженная макрофагальная реакция, чего не наблюдалось при применении бактериальных ЛПС и ФГА.
Таким образом, сравнительное исследование клеточного состава и структуры селезёнки лабораторных животных при действии ЛК, ФГА, ЛПСс и ЛПСк, показало, что нарушения морфологии органа имеют аналогичный характер, связанный, по-видимому, с наличием на клетках рецепторов, общих для растительных лектинов и бактериальных липополисахаридных комплексов.