Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ABOUT PROBLEMS OF PRODUCTION CONTROL KBR

Chechenov A.A. Kalov Z.A. Kazancheva K.K.
To proportionally increase in volumes of manufacture scales of use of natural resources grow and ecological aspects of a state policy become more actual. Thus, as the basic problem of production control, authors designate a problem of preservation of the environment.
В последние десятилетия, когда абсолютные размеры производства во всем мире достигли высокого уровня и продолжают расти, а масштабы использования природных ресурсов постоянно увеличиваются, вопросы взаимодействия общества и природы стали приобретать все большую остроту. За это время большинство стран мира сумели не только создать, но и развить новую экологическую функцию государства. Для этого расходы на обеспечение экологической безопасности национальных территорий были ими подняты до минимально необходимого уровня в 2-5% ВВП. В России за время радикально-либеральных реформ доля расходов на решение экологических проблем уменьшилась в несколько раз и сейчас она на порядок меньше потребности.

Уровень загрязнения окружающей природной среды в РФ снизился лишь на 12%, хотя имел место значительный спад производства (50%). При общем снижении абсолютных показателей загрязнения среды идет деэкологизация хозяйства: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 1992-2004 гг. увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раз, водоемкость увеличилась в 1,6 раз (1).

Начало радикальной экономической реформы в нашей стране обострило вопрос об изменении роли экологического фактора в развитии общества.

Необходимо отметить, что в настоящее время Россия располагает основными видами минерально-сырьевых ресурсов, в объемах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности внутреннего производства и населения, а также позволяющих осуществлять экспортные поставки. В структуре минерально-сырьевой базы 71% составляют топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, нефтью, 15 % - нерудное сырье, 13 % - черные, цветные и редкие металлы (2).

В зависимости от состояния природной среды, выражающейся сочетанием и пространственным соотношением экологической ситуации разной степени остроты, специалисты выделяют семь ступеней экологической напряженности. Северо-Кавказский регион относится к районам, имеющим высокую экологическую напряженность (6-ая ступень) (3).

Практиковавшиеся десятилетиями экстенсивные методы природопользования создали ощутимые изменения в регионе: меняются пахотные земли, пастбищные угодья, лесные массивы, продолжается неуправляемая разработка полезных ископаемых и других природных ресурсов, загрязняются водные ресурсы и атмосферный воздух.

Опыт промышленно развитых стран показал, что высокий уровень потребления на индустриальной основе достигается дорогой ценой: интенсивной эксплуатацией ресурсов земли и биосферы, нерациональным использованием человеческого потенциала, нарушением равновесия между деятельностью человека и природной средой. Попытки приблизиться всему миру к стандартам потребления в развитых странах на существующей технологической основе способны углубить нарастающий системный кризис.

Принимая же меры для ускорения научно-технического прогресса необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды, истощения земли.

Отходы же промышленности растут, выброс, которых в окружающую среду загрязняет ее, ухудшая условия существования людей. Промышленность, в свою очередь является важнейшим структурным подразделением народнохозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской республики. Она занимает доминирующее положение - предприятия отрасли формируют до 60% общей суммы собственных доходов республиканского бюджета и возрастает с каждым этапом развития, поскольку глубже проникает во все сферы общественного производства. Сложившаяся к настоящему времени структура промышленности КБР в системе федерального разделения труда отражает как особенности сырьевой базы и исторические предпосылки развития, так и своеобразие географического положения. Важнейшими факторами, обусловливающими развитие республики, являются хороший демографический потенциал (она всегда была трудоизбыточной), богатые минерально-сырьевые ресурсы, удобное транспортно-географическое положение, благоприятные природно - климатические условия, уникальные условия для развития курортного и туристического хозяйства.

Развитие производства в регионе приводит к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Но вместе с тем современная техника располагает возможностью обеспечить необходимую чистоту воздуха за счет использования газоочистных сооружений и совершенствования технологии производства, но и они используются не в достаточной мере в силу их дороговизны.

За 2004 год в атмосферный воздух городов и других населенных пунктов России от стационарных источников поступило более 20 миллионов тонн загрязняющих веществ, что на 1,6% было больше, чем в предыдущем году. В целом по Южному Федеральному округу этот показатель составил 916 тысяч тонн. Рост выбросов вызван некоторым оживлением промышленного производства. В КБР всего по отраслям экономики этот показатель составил в 2004 году 2,0 тысяч тонн, в том числе, по промышленности - 1,9 тысяч тонн. Уловлено и обезврежено было 66%, 70%, 45%, соответственно, от общего количества отходящих от стационарных источников загрязняющих атмосферу веществ. Оборудование и технология, применяемые для улавливания и обезвреживания выбросов вредных веществ в атмосферу, практически не совершенствуется. В наибольшей степени загрязняют атмосферный воздух предприятия отраслей электроэнергетики, цветной металлургии и железнодорожный транспорт. В воздушный бассейн республики в 2004 году поступило твердых загрязняющих веществ 0,4 тысяч тонн, газообразных и жидких веществ 1,6 тысяч тонн. Высоким остается уровень загрязнения атмосферного воздуха в г.г. Нальчике, Прохладном, Майском. Так на одного жителя г. Нальчика приходился в начале 2004 года 4,5 кг выбросов загрязняющих атмосферу веществ.

Основными задачами в области охраны атмосферного воздуха республики является осуществление надежных мер по обеспечению экологической безопасности предприятий электронной и электротехнической промышленности, металлургии, химии, легкой и кожевенной промышленности. Кроме того, целесообразно обеспечение парка автомашин с бензиновым и дизельным топливом нейтрализаторами и приборами очистки выхлопных газов, также желательна газификация автомобилей и электрификация городского пассажирского транспорта.

Другой важной задачей является сокращение спуска неочищенных сточных вод промышленности. Объем сточных вод растет и если даже очищать их в соответствии с действующими нормативами, то количество сбрасываемых вредных веществ с течением времени будет увеличиваться. Нужны более жесткие нормативы очистки, требуются крупные ассигнования на нее. Капитальные вложения, необходимые для очистки воды, в отдельных случаях достигают 20-30% стоимости основных фондов предприятий.

В 2004 году в Кабардино-Балкарской республике было израсходовано на охрану и рациональное использование водных ресурсов 25,4 млн. руб. капитальных вложений, в 2002 году - 20,8 млн. руб. Состояние водных объектов в местах рекреации населения не на высоком уровне. Так, удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно - химическим показателям рос и в 2004 году. Он составил около 20%, а по микробиологическим показателям идет снижение по сравнению с предыдущими годами на 9,3%.

На конец 2004 года площадь нарушенных земель в КБР составляла 12,4 га, обработанных 3,1 га, рекультивированных 3,2 га. В связи с необходимостью охраны земельных ресурсов в республике целесообразно осуществить ряд конкретных мероприятий. Это - защита почв от загрязнения остатками пестицидов и минеральных удобрений, переход на экологически чистые методы обработки посевов и фруктовых насаждений, восстановление и сохранение качественных показателей высокогорных пастбищ.

Леса на территории республики уникальны. Под охотничьими угодьями в Кабардино - Балкарской республике в 2001 году было закреплено 869 тысяч гектаров, по Южному Федеральному округу - 41157 тысяч гектаров.

В порядке охраны лесных ресурсов в республике необходимо увеличить объемы лесовосстановительных работ в Баксанском, Чегемском и Черекском ущельях, а также в районах с засушливым климатом, к которым относятся Майский, Прохладненский и Терский.

Естественно, экономическое развитие невозможно без каких-либо изменений в окружающей среде. Главное в том, чтобы неизбежные изменения не сопровождались не только чувствительными, но особенно катастрофическими, последствиями. Факты нерационального природопользования отчасти можно объяснить отсутствием экономических стимулов к бережному использованию природных ресурсов. Более того, отдельные предприятия могут нерационально использовать природные ресурсы: не полностью вырабатывать месторождения полезных ископаемых, сбрасывать в источники недостаточно очищенные или полностью не очищенные сточные воды и т.д. Бесплатность природных ресурсов порождает потребительское к ним отношение, иное, чем к основным фондам, за которые приходится вносить плату. Таким образом, экономические интересы предприятия в использовании природных ресурсов пока еще не совпадают с интересами общества. Однако пренебрежение природоохранными мероприятиями, нерациональное использование природных ресурсов не могут быть никак оправданы с народнохозяйственных позиций региона.

Исходя из всего сказанного, правомерной является проведение работ по разработке комплексных планов, где проблемы использования естественных ресурсов и охраны окружающей среды решаются взаимосвязано, с позиций единых народнохозяйственных требований. При этом учитывается, что затраты экологического назначения выполняют и экономические и социальные функции.

Чаще всего экологические затраты являются региональными, поскольку нарушение природной среды зависит от конкретного комплекса размещенных на данной территории производств, а отрицательное воздействие таких нарушений испытывают все население региона и трудовые коллективы производственной и непроизводственной сфер региона. Региональность включает не только состояние природных ресурсов и экологическую обстановку, но и экологический опыт населения и т.д. Между тем нередко природоохранное планирование ограничивается набором отдельных мероприятий, включающих те или иные объекты региона. На региональном уровне в сфере охраны природы целесообразно выделить три основные взаимосвязанные задачи:

  • обеспечение удовлетворения текущих и будущих потребностей хозяйства региона в энергетических, водных, земельных и других видах природных ресурсов;
  • борьба с загрязнением окружающей среды с целью достижения нормативного состояния;
  • обеспечение динамического равновесия между естественными и антропогенными компонентами единого природного комплекса.

Изменения в окружающей природной среде в настоящее время протекают очень быстро. Они отражаются на развитии социально - экономического потенциала, прогнозирование и планирование которого требует экологической информации соответствующей полноты и точности. В связи с этим значительной информационной помощью на перспективу могла бы быть периодически проводимая эколого - географическая экспертиза природной среды региона с целью обеспечения социально-экономического планирования соответствующими данными. Кроме того, необходимо постоянное обеспечение населения республики достоверной информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве пищи и питьевой воды. Также целесообразно провести ряд мероприятий по экологизации общественного сознания населения, формированию системы экономического просвещения и образования.

В настоящее время экологическая политика в регионе объективно и необходимо должна включать следующие направления:

  • введение системы платного природопользования по всем видам природных ресурсов;
  • перевод службы экологической экспертизы проектов строительства и хозяйственной деятельности на платную основу;
  • пересмотр нормативов вредных выбросов в окружающую природную среду и ужесточение ставок платежей за ее загрязнение с учетом сложившегося уровня инфляции;
  • формирование рынка экологических услуг и работ;
  • экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо - и энергосбережения;
  • внедрение экологической техники и технологии, решение конкретных природоохранных проблем и задач;
  • создание мониторинга по основным компонентам окружающей природной среды;
  • организация сети сейсмического наблюдения и прогнозирования;
  • реализация схемы инженерной защиты территории республики от опасных геологических процессов.

В итоге отметим, что общество экономически прямо и сознательно не заинтересовано в удорожании продукции в силу повышенных затрат во имя охраны природной среды. Экономико-экологический же аспект проблемы состоит в сохранении разумного равновесия между материальным производством и природой. Исходя из этого, охрану природных условий, следует принимать в смысле сохранения и возможности длительного использования природной среды для развития производства и для жизни последующих поколений.

Практика показывает, что само по себе экологическое законодательство - всего лишь статика механизма управления природопользованием и охраной природы. Чтобы стать динамикой и перейти из формального права в реальную жизнь, этот механизм должен работать через аппарат государственного управления. При этом эффективность его работы зависит от уровня деятельности специально уполномоченных органов по управлению природопользованием и охране окружающей среды, от материально-технического и финансового обеспечения природоохранительных мероприятий, от общей исполнительской дисциплины субъектов правоотношений и состояния экологической культуры в обществе (4). В реальности существующая система государственных органов управления природопользованием и охраной среды не способна обеспечить выполнение задач по управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Повсеместно наблюдаемая реальная низкая эффективность деятельности этих органов, очевидно, вызвана регулярным на протяжении 1991-2004гг. недофинансированием и низким уровнем материально-технического обеспечения соответствующих органов. Обычными структурными и организационными преобразованиями в системе органов управления эти задачи не решить. Необходимо изменение государственной политики природопользования и охраны природы в направлении обеспечения приоритетности интересов большинства граждан. Тогда система государственных органов управления будет востребована в качестве инструмента такой политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Научные основы стратегии устойчивого развития РФ. М. Издание Государственной Думы РФ. 2002. С. 58-60.
  2. Регионы России. Госкомстат РФ. М. 2004. С. 176.
  3. Гостев Р.Г., Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социально-экологические императивы выживания. Россия в 21в. М., 2003. с. 15.
  4. Петров В.В. Экологическое право России. М., изд-во БЕК, 1999. с. 80-96.