Авторов научных статей и публикаций, освещающих тему реструктуризации и реинжиниринга, можно условно разделить на две группы. Одна из них считает реинжиниринг составной частью или одной из форм реструктуризации. Вторая, напротив, полагает, что реинжиниринг является независимой и целостной системой организации бизнеса компании.
Задача реструктуризации производства состоит в согласовании рынка и структуры бизнеса компании. Задача реинжиниринга - создание универсально адаптированной к изменяемому рынку модели бизнеса компании.
Основным различием реинжиниринга и реструктуризации являются методы исполнения проводимых преобразований. В частности, реструктуризация предусматривает поэтапное изменение структуры бизнеса компании, основанное на модификации и улучшениях действующих процессов. При этом новая модель бизнеса может одновременно отвечать признакам функциональной и командно-процессной ориентации. Реинжиниринг - это всегда изменения, вследствие которых компания приобретает процессно-ориентированную структуру бизнеса. В первом случае разработчик изучает проблемы, во втором - возможности. В первом случае, действия направлены на устранение проблем, во втором - на реализацию возможностей.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятия «реструктуризация» и «реинжиниринг» не являются ни равнозначными, ни доминирующими друг над другом. Применение каждого может быть обусловлено специфическими свойствами хозяйствующего субъекта, а также стратегическими целями его руководства.
Реинжиниринг предприятия занимает центральное место как особый вид менеджмента, способный обеспечить предприятию в течение долгосрочного периода такие конкурентные преимущества, которые позволяют занять сильную конкурентную позицию, достигнуть высокого уровня прибыльности и устойчивого финансового положения. Реинжиниринг рассматривается как специальный вид менеджмента с целью повышения адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной среды и определяется как процесс радикальной перестройки, перепроектирования и внедрения организационно - технологических и структурных изменений производственных и обслуживающих их систем.
Реинжиниринг бизнес-процессов базируется на доктрине об организации и изменениях структуры управления и производства, основанной, с одной стороны, на достижениях в области вычислительных и информационных технологий, а с другой стороны, на системных изменениях свойств рынка, выраженных в индивидуализации предоставляемых потребителю товаров и услуг.
Базовые концепции развития реинжиниринга заключаются в понимании, что реинжиниринг как важнейшее направление стратегического планирования основывается на осознании несоответствия прежней модели хозяйственной деятельности изменившимся нестабильным внешним условиям бизнеса. Поэтому теория и методология мероприятий реинжиниринга основываются на концепциях и моделях, целью которых является переориентация принципов хозяйственной деятельности, четкая синхронизация процедур перепроектирования производственных систем с изменяющимися запросами рынка, ожиданиями потребителя, клиента, заказчика, владельца собственности, кредитора, общества и др.
Таким образом, задача реинжиниринга состоит не в создании модели, отвечающей требованиям конкретного рынка, а в создании архитектуры бизнеса, способного эволюционно взаимодействовать с динамически изменяемыми свойствами рынка в целом.