Ключевой фигурой модернизации, подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями стандартов и потребностями общества становится преподаватель. А преподаватель только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе граждан.
Выступая на собрании Международной академии наук педагогического образования, академик РАО, доктор педагогических наук, президент МАНПО В.А. Сластенин подчеркнул: «Первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России - повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни» (Сластенин В.А. Отчетный доклад об итогах и задачах МАНПО по модернизации педагогического образования//Педагогическое образование и наука.-2003.-№1-с.3).
Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. Профессиональная зрелость преподавателя определяется в первую очередь его профессиональной компетентностью и общим уровнем культуры. Компетентность в данном случае обусловливается качеством педагогического образования, собственным опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к дальнейшему повышению эффективности собственной деятельности и творческим отношением к делу. Возникает необходимость в педагоге - проектировщике, способном создать модель выпускника колледжа, удовлетворяющего всем тем высоким требованиям, которые к нему предъявляет современное быстро развивающееся общество и сама жизнь.
Сегодня педагог должен владеть навыками научно-методической и научно-исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, организации познавательной деятельности студентов, развития их творческой активности, обучения приемам научно обоснованной организации умственного труда. Деятельность такого преподавателя предусматривает индивидуальный творческий подход. Следовательно, на первый план выступает задача развития и укрепления творческого потенциала педагогического коллектива колледжа, повышение профессионально - педагогического уровня педагога, создание условий для его личностного и профессионального роста.
В Волгоградском колледже газа и нефти отлажена и эффективно действует система повышения квалификации преподавателей. Применяемые формы совершенствования профессионально - педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:
- обучение на специализированных курсах повышения квалификации;
- обучение на ФПК И ППРО при Волгоградском государственном педагогическом университете;
- обучение в Школе начинающего преподавателя;
- обучение в аспирантуре и соискательство;
- обучение в вузах для получения второго высшего образования;
- стажировка на предприятиях и учреждениях;
- участие в работе областных методических объединений;
- участие в работе семинаров, конференций, форумов на различных уровнях;
- участие в выставках, в том числе презентации УМР ОАО «Газпром», областной выставке «Образование Волгоградской области»;
- организация и проведение российско-немецкого образовательного семинара «Менеджмент-Академия»;
- организация и проведение научно-методических конференций;
- организация и проведение мастер-классов;
- участие в областных и региональных конкурсах «Преподаватель года» ССУЗов и др.
Специфика нашего колледжа, как и любого профессионального учебного заведения, заключается в том, что педагогов с базовым педагогическим образованием у нас сравнительно немного. Чтобы восполнить этот пробел ежегодно организуется работа спецсеминаров повышения квалификации. Заслуживает внимания опыт организации и проведения школы начинающего преподавателя (ШНП). Обрести уверенность, помочь в овладении основами педагогики, психологии общения, методики обучения многим преподавателям помогли занятия в ШНП, организатором и руководителем которой является зав. педкабинетом Дьяченко Н.А. Обучение ведется по 3 модулям («Профессиональная адаптация», «Дидактика», «Личностно ориентированное образование») и предполагает ежемесячные теоретические и практические занятия. Для выпускников ШНП - зачетные открытые уроки, на которых присутствуют педагоги-наставники, методисты и, конечно, слушатели семинара. Многие выпускники ШНП стали сегодня ведущими специалистами, а некоторые из них возглавляют структурные подразделения, цикловые комиссии колледжа.
Плодотворным является многолетнее сотрудничество с Институтом проблем личностно-ориентированного образования (научный руководитель - основатель Волгоградской научной школы ЛОО, член-корреспондент РАО, доктор пед.наук, профессор В.В. Сериков) и факультетом ПК и ППРО при Волгоградском государственном педагогическом университете. Тематика курсов повышения квалификации свидетельствует о том, что профессионализм педагогов постоянно углубляется: «Инновационные технологии гуманизации современного образования» (2001 г.), «Использование интерактивных форм и методов обучения» (2002 г.), «Профессиональное мастерство педагога» (2003 г.), «Личностно ориентированное саморазвитие педагога» (2004 г.), «Технологические основы создания авторской методической системы преподавателя» (2005 г.).
Формирование групп производится на основе поданных заявлений, а постоянно увеличивающийся их состав позволяет судить о большом желании педагогов повысить профессиональную компетентность и готовность к продуктивному решению педагогических задач.
Особенно хочется отметить организацию и проведение региональных и городских ежегодных научно-методических и научно-практических конференций: «Россия периода реформ», «Инновационные технологии современного образовательного пространства», в которых принимает участие весь педагогический коллектив колледжа, а также ученые города и специалисты ОАО «Газпром». Тематика выступлений на этих конференциях разнообразна и посвящена наиболее актуальным проблемам и вопросам развития газовой отрасли в условиях рыночной экономики, формирования модели специалиста ХХI века, современного образования и воспитания. В докладах отражается опыт работы, они имеют как теоретическую, так и практическую направленность. По итогам конференций издаются сборники материалов. Следует заметить, что научные конференции - одна из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогов.
Несомненно то, что опыт, приобретенный на спецсеминарах по повышению квалификации, конференциях и выставках, способствует формированию профессиональной компетентности педагогов. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, творческий подход к ней и осуществление авторских поисков смогли продемонстрировать наши педагоги и на традиционном областном профессиональном конкурсе «Преподаватель года». Комиссия конкурса дала высокую оценку преподавателям математики и информатики Камыниной Е.Ю. (2 место в 2003 году), Орловой С.В. (диплом в номинации «Научное обоснование педагогического опыта» в 2004 году), физической культуры Бабичевой Г.В. (1 место в 2005 году). Ежегодное участие в таком сложном конкурсе и достижение столь высоких результатов - это несомненный показатель профессиональной зрелости многих наших педагогов.
В последние годы научный потенциал преподавателей колледжа значительно повысился. В составе преподавателей и администрации колледжа 15 докторов и 36 кандидатов наук, много аспирантов и соискателей ученой степени. Немаловажно, что в руководящем составе 4 кандидата и 1 доктор наук: Брызгалин В.Л., к.э.н. - директор, Лапынин Ю.Г., д.т.н. - зам. директора по УВР, Воробьева Л.Е., к.э.н. - зам. директора по научной и инновационной работе, Воробьева О.В., к.э.н., Дубаков А.В., к.и.н. - зав. факультетами. Научный подход существенно повышает качество обучения, обеспечивает глубокое взаимодействие педагогов с обучаемыми, целью которого является формирование личности конкурентоспособного специалиста.