Реальной необходимостью современного периода стало внедрение на промышленных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000. Несомненно, очевиден результат от такого нововведения, во-первых, у предприятия появляется возможность выхода на мировой рынок, во-вторых, существует шанс выигрыша в конкурентной борьбе, в-третьих, возникают условия для координации и совершенствования не только производственной деятельности, но и всего управленческого процесса. Но, несмотря на введение международных стандартов, на большинстве отечественных предприятиях система менеджмента качества не работает или работает недостаточно. Возникает закономерный вопрос, почему руководители, вкладывая огромные средства в сертификацию и стандартизацию, не используют в своей деятельности наиболее позитивные направления всеобщего менеджмента качества?
Одним из таких направлений является управление процессами, однако нарушать уже сложившуюся функционально-линейную структуру отечественного производства многие менеджеры считают ненужной тратой времени и крайне опасным мероприятием. Кроме того, ни одна система менеджмента качества не будет работать без четкого планомерного учета затрат на качество. Руководители планово-экономических отделов, ссылаясь на то, что в стандартах ИСО серии 9000 нет жесткой регламентации такого учета, отказываются от его ведения, теряя при этом ряд преимуществ, таких как выявление наиболее болезненных стадий производственного процесса, снижение дефектности продукции, повышения ее качества, и, наконец, оптимизации самих затрат.
Но тут существуют объективные причины и самая основная из них заключается в отсутствии совершенной методики ведения учета затрат на качество. Несмотря на большое количество предлагаемых методов в печати, ни один из них не нашел практического применения. Использование этих методов влечет за собой расходы денежных средств, дополнительные трудозатраты и потери времени.
Существует еще один важный элемент системы менеджмента качества, который, к сожалению, отсутствует на наших предприятиях - это вовлечение персонала в процесс управления качеством. Низкие заработные платы работников, отсутствие социальных гарантий и стабильности никак не способствует их участию в достижении конечных целей предприятия.
Но наиболее сложная проблема, которая негативно влияет на всю работу системы качества - это нехватка квалифицированных специалистов. Трудности, в первую очередь возникают в поиске хорошей консалтинговой фирмы, специалисты, которой могли бы доступным языком разъяснить персоналу современные тенденции в развитии менеджмента качества, обучить сотрудников организации основным международным методам управления качеством, заинтересовать их в достижении более высоких показателей в области качества.
Таким образом, складывается следующая ситуация: предприятие, вкладывая значительные денежные средства в сертификацию, получает международный сертификат качества, при этом система качества в организации не работает. Товаропроизводитель от такого несоответствия теряет дополнительную прибыль, доверие потребителей и свою долю на рынке.