В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основной задачей профессионального образования обозначена «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Возникновение и развитие теории оптимального управления открыло новые возможности для исследования и управления педагогическими системами.
Процесс управления педагогической системой, в том числе и профессиональной подготовки специалистов в среде начального профессионального образования (НПО), должен основываться на функционировании основных взаимосвязанных управленческих моделей: управление процессом обучения; управление качеством образования; управление кадрами; управление материально-техническим снабжением; управление бухгалтерским учетом; управление трудом и заработной платой; управление научными исследованиями; управление социальным развитием; управление проектами. В свою очередь, понятие качества образования включает в себя одновременно: качество ценностей, целей и норм; качество условий (кадровый потенциал, материально- техническая; методическое обеспечение); качество процесса (учебного, исследовательского, управленческого); качество конечного результата (итоговая подготовка обучающихся - знания, умения, навыки; удовлетворенность потребителей образовательных услуг, участников образовательного процесса - конкурентоспособность; образованность, интеллект, общая культура, ценностные ориентации личности и т.д.).
Процесс управления педагогической системой проходит в условиях многочисленных действующих внешних и внутренних возмущений - значительные различия уровня базовых знаний поступающих - выпускников городских школ и школ отдаленных районов, изменение условий на рынке труда.
Эффективное решение данной проблемы возможно на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Несмотря на значительные успехи в процессе моделирования и управления педагогическими системами, данная проблема применительно к системе НПО решена далеко не в полной мере. Доминирующими издателями образовательных сайтов и порталов являются высшие учебные заведения. Существующие автоматизированные информационные системы и модели управления педагогическими системами разработаны для вузов и средних школ и не могут быть использованы для решения поставленных задач в среде НПО, так как они не учитывают требования и особенности подготовке квалифицированных специалистов в учреждениях НПО, ориентированы на однородный по уровню образования состав обучаемых, отрабатывают государственные образовательные стандарты с жесткими сроками обучения и набором дисциплин и представляют собой как правило СУБД, позволяющие осуществлять сбор и автоматизированную обработку информации.
Таким образом, актуальным является поиск новых алгоритмов управления процессом обучения в системе НПО, обеспечивающих достижение целей обучения и позволяющих учитывать факторы неопределенности, оказывающие существенное влияние на объект управления.
Решение поставленной задачи проводится на основе методов системного анализа, аналитического моделирования, теории психолого-педагогических исследований, математической статистики, теории оптимального управления, теории информационных систем и процессов, экспертных систем, нейронных сетей.
Предложенные алгоритмы управления позволят повысить качество обучения, снизить экономические и временные затраты на обучение, повысить доступность образования, мотивацию учащихся к обучению, эмоционально-ценностные составляющие, реализовать принципы многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения.