В настоящее время в качестве перспективного направления мирового автомобиле- и тракторостроения для решения проблем экологии и более рационального потребления углеводородного топлива следует признать создание комбинированных (гибридных) энергосиловых установок (КЭСУ), состоящих из тепловых и электрических двигателей [1, 2, 3]. Гибридные энергосиловые установки позволяют более эффективно использовать электрическую и механическую энергии при выполнении заданного объема работ, что позволит обеспечить запас по времени для создания альтернативного типа энергии, например, водородного топлива.
Наряду с достаточно хорошими результатами, полученными на экспериментальных образцах автомобилей в нашей стране [2, 4], проведенные работы по созданию КЭСУ позволили выявить ряд проблем, которые необходимо решить при доведении разработанных конструкций до серийного производства:
- создание (проектирование, конструирование, разработка технологической оснастки и производство) специального эффективного электродвигателя переменного тока, предназначенного для работы в составе КЭСУ автомобилей, т.к. в настоящее время подобные электродвигатели в нашей стране не производятся;
- создание элементной базы и специализированных фирм по разработке и производству электронных систем управления работой КЭСУ в составе автомобиля;
- разработка и организация производства более эффективных накопителей электрической энергии в электрохимической промышленности, подобных накопителям, используемым иностранными фирмами, например, никель-гидридные, никель-кадмиевые аккумуляторные батареи и т.п.;
- разработка специальной конструкции автомобиля, оборудованного КЭСУ: кузов, шасси, электрооборудование и др.;
- создание специального маломощного экономичного двигателя с расчетными мощностными параметрами и характеристиками;
- привлечение государственных органов для координации и поддержки данного перспективного направления - создание экономичных малотоксичных транспортных машин с комбинированными энергосиловыми установками (такая поддержка осуществляется во многих странах, например, Япония, США и др.).
В настоящее время по данному перспективному направлению работают практически все ведущие автомобильные компании мира. Как показывает практика, расход топлива у такого типа машин уменьшается до 40-50 % при одновременном уменьшении выбросов токсичных веществ до 60 %.
Список литературы
- Титков А.И. Основные направления развития принципиально новых автомобильных силовых установок//Официальный бюллетень Ассоциации автомобильных инженеров России. - 2005. - № 3 (32). - С. 28-32.
- Блохин М.В., Кондрашкин А.С., Филькин Н.М. Разработка и экспериментальные исследования легкового автомобиля с гибридной силовой установкой//Официальный бюллетень Ассоциации автомобильных инженеров России. - 2001. - № 3 (11). - С. 39.
- Умняшкин В.А., Филькин Н.М. Анализ выполненных работ, перспектив и проблем создания гибридных автомобилей в России//Аннотированный сборник докладов по подпрограмме 205 "Транспорт" Научно-технической программы Минобразования РФ "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники". - М: МАИ, 2003. - С. 133-134.
- Кондрашкин А.С., Филькин Н.М., Мезрин В.Г., Сальников В.Ю. Легковой автомобиль с гибридной силовой установкой. Результаты экспериментов//Автомобильная промышленность - 2001. - № 11. - С. 9-10.