В настоящее время большинство российских производителей сельскохозяйственной продукции работают в быстро меняющемся и трудно предсказуемом окружении и, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления. Стратегическое управление ставит целью обеспечить производителю сельскохозяйственной продукции выживание в долгосрочной перспективе. Это означает, что предприятие призвано успешно справляться со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу её делового взаимодействия, - покупателей, сотрудников предприятия и её собственников.
Доля Курских сельскохозяйственных предприятий в числе сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации составляет 2.6%, из которых 62% приходится на сельскохозяйственные кооперативы и 19% на общества с ограниченной ответственностью. В Курской области сосредоточено и используется 1.2% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации. Кроме этого в области производится 1.8 % валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Российской Федерации и 7.7 % валовой продукции сельского хозяйства Центрального федерального округа.
В 2003 г. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 2% от валового сбора по Российской Федерации. По сравнению с 2000 г. на 10% увеличился валовой сбор сахарной свеклы и составил 6% от валового сбора сахарной свеклы в Российской Федерации и 10% от аналогичного показателя по Центральному федеральному округу.
По сравнению с 2000г в 2003 г. Курскими сельскохозяйственными организациями было реализовано зерна больше на 25%, сахарной свеклы на 31%, скота и птицы на 23%.
Анализ приведенных данных свидетельствует об улучшении положения производителей сельскохозяйственной продукции в Курской области. Для того чтобы обеспечить их выживание в долгосрочной перспективе, реально разработать стратегию, направление которой определяло бы подход к решению актуальных проблем. При этом можно воспользоваться уже имеющимся опытом зарубежных компаний. Наиболее приемлемыми для Курских организаций являются элементы японской модели стратегического управления, опирающиеся на разработку базовых целей, составляющих основу долгосрочного планирования.