Предметная среда в философском аспекте, рассматривается как среда коммуникаций или «культурная» среда. Здесь вещь исследуется в качестве носителя информации о ее создателе, фиксируя уровень его индивидуальных способностей, вкусов, знаний, мировоззренческих установок и т.п., обеспечивая передачу жизненного опыта другому человеку - тому, кто нуждается в ней и пользуется ею, способствуя социализации каждого будущего поколения. При таком подходе изучение потребностей человека позволяет выявить структуру вещи на основе ее смысловых характеристик, выраженных в семиотической системе отсчета.
Функцию социализации будущих поколений людей может нести в себе и обыденная, утилитарная вещь, если она соединяет в личном отношении потребителя к предметной среде два формообразующих принципа: архитектурный, направленный на создание эмоционально-эстетических конструкций; и дизайнерский, ориентированный на построение конструкций утилитарно-художественного назначения. Такое соединение личности и вещи осуществляется в средовом дизайне, объект которого может передавать жизненный опыт не только индивидууму, но и определенному человеческому сообществу. Л.Н. Гумилев на историческом материале доказал, что человеческая деятельность по утилитарному преобразованию географической среды вносит в индивидуальные характеристики человека новый стереотип поведения, соединяющий личность в народ, этнос. Этот стереотип поведения индивида передается генетически его потомкам и в целом определяет этнический аспект восприятия предметной среды в течение многих десятков столетий «жизни» народа. Городская урбанистическая среда во многом выступает в жизнедеятельности населения как фактор «географический», учитывать который необходимо при проектировании личностно-ориентированной предметной среды человека в контексте целостного проекта культурно-исторической среды.
В эргономике известны методы пространственной координации человека и предметной обстановки труда, производные от целеполагания субъекта деятельности. О.Н. Чернышева предложила такую систему координат, основанную на естественном для каждого человека факте предметно-целевой фиксации его рабочей позы. В факте фиксации рабочей позы находит внешнее выражение функциональный орган, рассматриваемый как стереотип действия ряда сенсорных модальностей, материальным носителем которых выступает моторная активность звеньев двигательной системы человека, в связи с чем, становящийся доступным описанию средствами антропометрии.
Утилитарные вещи, сформированные в процессе длительной трудовой деятельности конкретного народа в условиях конкретной географической среды, по нашему мнению, являются историко-культурным аналогом феномена «фиксации рабочей позы». Классические антропометрические каноны, выраженные в народной бытовой вещи, представляют систему отсчета, фиксирующую материально-духовную активность народа, на основе которой формировалась историческая, а затем и социокультурная традиции. Отсюда - каноны, рассмотренные вне трудовой деятельности народа, породившего их, превращаются в обычные схемы пропорционирования, обусловливающие появление вещей не соответствующих критериям утилитарной и духовной комфортности человека.
В истории отечественного дизайна есть проекты, например, Л. Лисицкого («проуны»), К. Малевича («архитектоны»), В. Татлина («контррельефы»), выполненные на основе интуитивно обобщенных биоморфных структур - «бионов» («bion» от греч. - жизнь), раскрывающих отдельные художественно-эстетические свойства функционирующего материального объекта. Мы доказали существование в обобщенных биоморфных структурах естественных законов природы, на основе которых разработан метод графического анализа уровней структурных трансформаций объектов дизайна, необходимого для учета личностных характеристик потребителя. Метод был назван «бионографией».
В основу формального аппарата бионографии были положены метод проективографии В.Н. Гамаюнова, метод координации развивающихся биоформ Д´Арси Томпсона, метод плотнейшей упаковки Л. Полинга, полиметрический модуль А.П. Мельникова. Смысловую основу бионографии, выделяющий метод среди других, представляет выявленная нами и теоретически обоснованная центро-сферическая конфигурация, внешне выражающая законы формообразования развивающихся объектов живой природы. Ближайшей цель бионографии - это создание антропометрического модуля, учитывающего предметно-целевой характер трудовых движений оператора, согласно О.Н. Чернышевой. Более отдаленная цель - построение системы пространственных координат, учитывающей характер народной бытовой вещи, производной от интересов конкретной общности людей, целей конкретной личности и предметно-материальных реалий индустриального производства.