Одна из перспективных линий реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений связывается с их преобразованием в образовательные комплексы, реализующие не только программы общего среднего, но и профессионального образования. При этом выявляется существенный резерв повышения эффективности, связанный с более полной реализацией доступности образования, повышением качества за счет изменения его содержания и организации, оптимизацией ресурсного потенциала комплексной образовательной системы. Профессиональное образование поможет не только удовлетворить кадровые потребности региона, но и будет способствовать развитию общественного и частного сектора, что благоприятно скажется на экономической ситуации района в целом.
Таким образом, создание такого образовательного комплекса может решить не только проблему качества и доступности образования в сельской местности, но и привести к изменению мировоззрения жителей села, к становлению активной, ответственной жизненной позиции молодежи.
В этой связи основными ожидаемыми результатами реализации модели комплексной образовательной системы можно считать, во-первых, создание условий для выбора и получения желаемого уровня образования в регионе проживания.
Во-вторых, более полное использование интеллектуального, культурного, кадрового, материального потенциала жителей и учреждений региона проекта за счет вовлечения их в деятельность комплекса через механизмы социального партнерства.
В-третьих, разработку модели системы обеспечения качества образования как ядра многоуровневой и многопрофильной образовательной системы.
В-четвертых, переход экспериментального образовательного учреждения в режим развития, стимулирование профессионального роста педагогов, что позволит комплексу стать ресурсной базой инновационной деятельности района.
Иными словами, достижение нового уровня качества образования в сельской комплексной образовательной системе касается не только результатов обучения, но и затрагивает образовательную среду, социальное окружение и педагогическое сообщество региона проекта. Именно системность преобразований мы считаем основным условием успешности преобразований и достижения качественно новых образовательных результатов.