Стратегия развития Сибирского Отделения АН СССР (с 1957 г.) опиралась на идею последовательной организации крупных комплексных научных центров в различных точках региона. С 1960 по 1970-й гг. количество НИИ увеличилось с 38 до 44. Значительная часть исследований выполнялась совместно с отраслевыми организациями и высшими учебными заведениями. К 1975 г. на территории АЕР действовало 84 научно-исследовательских учреждения, 41 проектная организация. На промышленных предприятиях исследованиями занимались в 830 лабораториях, 400 конструкторских бюро, 60 опытно - экспериментальных организациях. Общая численность научных работников составляла 59,2 тыс. человек, в том числе в Красноярском крае - 29,2, в Иркутской области - 27,9, в Туве - 2,1 тыс. человек. Вместе с тем, данные показатели отставали от общесоюзных. В АЕР показатель наукоёмкости снизился с 2,5% в 1960 г. до 2,25% в 1975 г. Темпы роста занятых в науке, а также финансирование научных исследований, обеспеченность опытно-промышленными и экспериментальными установками не соответствовали темпам промышленного освоения региона. Затраты на науку в АЕР составляли 277,2 млн. рублей, в том числе, в Красноярском крае - 139,8 , в Иркутской области - 126, 2, в Туве - 8,5 млн. рублей. (1)
Дополнительные возможности для проведения широкомасштабных фундаментальных и прикладных исследований появились в результате создания Красноярского филиала СО АН СССР (1979 г.). В его состав вошли 5 крупных институтов и ряд других подразделений. отраслевой сектор науки в крае был представлен 17-ю научно-исследовательскими и проектными институтами. В Тувинской АССР появились первые научные организации, занимающиеся проблемами развития производительных сил республики. Тем самым, созданные в исторически короткий срок научно-исследовательские структуры региона стали базовыми центрами для последовательного изучения его природно-ресурсного потенциала.
Наибольшее внимание было сосредоточено на изучении минеральных, водных, земельных, лесных ресурсов, составляющих основу хозяйственного развития АЕР. Были достигнуты значительные результаты в разработке месторождений, в исследовании их качественных и количественных характеристик. Но выполнение задач форсированного комплексного хозяйственного освоения региона тормозилось использованием несовершенных способов разработки месторождений, сохранением устаревших и неэффективных технологий переработки природного сырья. в связи с увеличением добычи природных ресурсов всё более актуальными становились проблемы изучения последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, прогноз загрязнения атмосферы и воды, разработка мер по их ликвидации, создание новых видов транспортировки полезных ископаемых.
Для рассматриваемого периода был характерен экстенсивный подход к разработке темы рационализации природопользования, то есть научные исследования были направлены, в основном, на достижение более высоких темпов использования минерально-сырьевых ресурсов. Имеющиеся технические решения по вопросам переработки вторичных ресурсов не создавали условий для введения в хозяйственный оборот больших объемов накопившихся отходов первичного производства. попытки переориентации научных работ на оптимизацию природопользования не давали заметных результатов в силу быстрого накопления отрицательных последствий антропогенного характера и сохраняющейся приоритетности интересов производственной сферы. научное обеспечение хозяйственного развития отставало от практических работ по использованию природных ресурсов. Ведомственный подход игнорировал очевидное положение о том, что природопользование может быть экономичным только при условии его экологичности. Лишь к концу 1980-х гг. была осознана необходимость введения платы за пользование природными ресурсами и началась разработка методики их оценки.
Для предотвращения истощения и деградации природно-ресурсного потенциала региона требовалось:
- активизировать фундаментальные исследования, расширяющие представления о функционировании биосферы;
- осуществлять первоочередное финансирование научных работ в области переработки природных ресурсов с учетом экологических критериев хозяйственной деятельности;
- переориентировать научно-техническую политику с увеличения изъятия природных ресурсов на ресурсосбережение и их восстановление;
- сформулировать научные основы экономической оценки природных ресурсов в условиях перехода к платному природопользованию;
- разработать и осуществить особую региональную программу природопользования, учитывающую специфику природных условий и направленную на неистощимое использование ресурсов и самовосстановление потенциала природы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Центр документации новейшей истории Иркутской области. Ф.127.Оп.108. Д.8. Л. 224, 247, 251.