Идея прав ребенка имеет долгую историю. Главным механизмом ее распространения выступали педагогические и политические учения. Принятие ООН Конвенции о правах ребенка в 1989 году стало важнейшим событием, институционализации и легитимизации данного изменения детства. Ратификация Конвенции о правах ребенка влечет за собой пересмотр статуса детей, установленного в гражданском, семейном, трудовом, уголовном и др. законодательствах.
Исследования последних лет выявляют специфику современной социально-экономической ситуации, оказывающей негативное воздействие на положение детей в обществе. Характеризуется, реальное положение детей в современной России как неблагополучное. В современной России в защите нуждаются даже основные права ребенка (на воспитание, на медицинское обслуживание, на образование). Работы социологов убедительно доказывают, что проводимая государственными органами политика по отношению к детям по своему содержанию не отвечает интересам всех групп детей. Реализация прав ребенка в Российской Федерации на современном этапе ведет к тотальным изменениям детства, которые могут быть определены, по мнению Щегловой С.Н., как альтернация детства.
Государственная политика в интересах детей предполагает заботу о материальных и духовных условиях подрастающего поколения, включение его в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечение гарантий соблюдения прав детей.
На практике зачастую приходится сталкиваться с нарушениями прав, свобод и законных интересов детей. Права ребенка могут быть подразделены на две группы. Часть он реализует сам, а другие - через представителей, которыми являются родители, опекуны, попечители, гос. структуры.
Трансформации социальных институтов, связанных с правами ребенка (прежде всего семьи и школы) раскрыты в трудах С.В. Дармодехина, А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой, Б.Т. Лихачева, З.К. Шнекендорфа и др.
Идеи, связанные с конструированием новых образовательных и социальных программ для детей и семей по реализации прав ребенка, разрабатываются Л.В. Кузнецовой, В.А. Луковым, Е.М. Рыбинским, Н.М. Римашевской, С.Н. Щегловой, Е.Р. Ярской - Смирновой и др.
Ребенок рождается слабым, всецело зависящим от взрослых, нуждающимся в уходе, в снабжении пищей, в заботе и воспитании. Он должен научиться всему запасу знаний, который необходим для жизни в данном обществе. Поэтому объективное ограничение жизнедеятельности, зависимость от других, неполная самостоятельность и субъектность присущи детям в любом обществе. Это выражается также в том, что ребенок до достижения совершеннолетия не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, быть способным, целиком отвечать за свои действия (исключения из этих правил устанавливаются судом). На этапе становления личности, ученые выделяют как позитивные (имитация, идентификация), так и негативные (стыд и вина) механизмы социализации. Так, дети не могут провести точной черты между черным и белым, они не в состоянии понять, что любая истина относительна, и существует множество оттенков серого цвета. Дети способны лишь усваивать нормы, а взрослые умеют оценивать их путем глубокого анализа. Преобладание позитивных и негативных механизмов социализации при формировании личности, создает предпосылки для эффективной и неэффективной социализации человека. Как и любой процесс, социализация имеет свои истоки. В современной социологии их выделяют 4: а) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства б) передача культуры как формы деятельности через социальные институты в) интерактивное общение и взаимовлияние людей в процессе их совместной деятельности г) процессы саморегуляции. В настоящий период в России предпринимаются попытки изменения отдельных форм детства, проявляющиеся в стремлении формировать или восстановить различные виды детской деятельности и форм общения. Сейчас функционируют долгосрочные программы, признанные институционализировать систему защиты прав детей.
Что же касается детского труда, то, около 246 миллионов детей в современном мире в возрасте от 5 до 17 лет, или один из каждых шести, вынуждено сегодня работать вместо того, чтобы посещать школу. Почти 3/4 из них подвергаются в наши дни выполнению опасных и вредных работ, создающих прямую угрозу здоровью и жизни миллионов детей. Около 110 миллионов детей, занятых на опасных работах, - моложе 15 лет. 73 миллиона работающих детей во всех странах мира не достигли еще 10-летнего возраста. По имеющимся оценкам, 8,4 миллиона детей попали в ловушку наиболее отвратительных форм детского труда. Их тяжким уделом стали рабство, работорговля, залог в рабство в счет погашения долгов, проституция, порнография и другие виды нелегальной деятельности, несовместимой с возрастом, здоровьем и психикой детей. Девочки и мальчики в одинаковой степени подвергаются различным видам риска, который почти равномерно распределяется между ними на рабочих местах. Среди детей, занятых на выполнении опасных и вредных работ, большинство принадлежит представителям "сильного" пола - 55 процентов. Новые статистические данные, свидетельствуют о том, что большинство детей из 246-миллионой детской армии наемного труда занято на самых худших видах далеко не детской работы. Много работающих детей трудится в неформальном, то есть в теневом секторе капиталистической экономики. В большинстве случаев этим детям приходится работать в чудовищных, жутких условиях за символическую или мизерную заработную плату, нередко - за скудное питание. 70 процентов занято в сельском хозяйстве, занимается коммерческими видами охоты, рыболовства или лесоводства. 8 процентов детей трудится в обрабатывающей промышленности, 8 процентов - в оптовой и розничной торговле, ресторанах и отелях, 7 процентов оказывают коммунальные, социальные и персональные услуги (под последними обычно подразумевается работа в качестве домашней прислуги). 4 процента детей задействовано в сферах транспорта и связи, складского хранения товаров, 2 процента - на строительных площадках, 1 процент - в горнодобывающей промышленности. По признанию МОТ, использование детского труда на пороге вступления человечества в третье тысячелетие стало острой проблемой, требующей принятия действенных мер для ее скорейшего разрешения. С этой целью следует мобилизовать миллионы людей на все возможные общественные и национальные действия, направленные на решение этой важной задачи. Масштабы детского труда измерить трудно. Во всех странах существуют возрастные ограничения и правила, но многие дети работают нелегально и не подпадают под официальную статистику. Кроме того, в сельских районах дети привлекаются к труду в натуральном хозяйстве, который, как и труд женщин, редко полностью учитывается при обычном сборе данных. Официально дети не работают: жесткие требования законодательства о труде не позволяют заключать трудовые контракты с гражданами до 14 лет. Часто на работу принимают без документов. Как правило, это временные рабочие места в торговле или сфере обслуживания, где расчеты с работниками производятся наличными ежедневно. На сегодняшний день существует около 30 различных видов работ, на которых используется детский труд. В сфере экономики основные рабочие места детей относятся к транспорту (мытье машин, услуги на автозаправках и в автомастерских), торговле (продажа газет, работа на лотках или на рынке), логистике (подсобные работы в магазинах, разгрузка, охрана товаров). Средняя продолжительность рабочего дня, по данным опроса самих детей, составляет 5-6 часов. Но очень часто детям приходится трудиться и дольше: более половины ребят рассказали, что их заставляли трудиться по 6-8 часов в сутки; рабочий день трети детей составлял 8-12 часов, а у каждого десятого 12 и более часов в сутки. Неудивительно, что некоторые работодатели предпочитают принимать на работу именно детей. Они исполнительны, не вступают в конфликты и не умеют за себя постоять. Кроме того, им можно меньше платить. 80 процентов работающих детей получают в качестве платы за свой труд деньги или продукты. Однако самое печальное то, что около 20 процентов работодателей расплачивается с малолетками алкоголем, сигаретами и даже наркотиками. Анализ современного российского общества свидетельствует о том, что происходят серьезные изменения детства, возникает необходимость в получении новых знаний о правах детей. Проблема детства, детского труда возможно станет в будущем важнейшей проблемой человечества. Проблемная сфера детского труда требует специального изучения, анализа, обобщения, новых разработок. Гуманистическая ориентация качественной социологии расширяет, по словам В.В. Семеновой, социальные функции социологии: от познания действительности, к ценностно - ориентированному осмыслению отношения «человек - общество».