В этой связи и с переходом образовательных учреждений на профильное обучение актуальной зачадей становится изменение цели среднего образования. Это не только подготовка учащегося к продолжению образования в высшем и среднем звене, но и содействие развитию личности, способной к саморазвитию в процессе обучения. Достижение этой цели предполагает отказ от репродуктивного подхода в обучении и ориентацию на развитие личности.
Можно поделиться некоторым опытом, накопленным педагогическим коллективом школы № 354 Санкт-Петербурга:
- При поддержке колледжа «Земля и Вселенная» при Санкт-Петербургском Союзе ученых, его научного совета, кафедр Академии постдипломного образования создается база, благоприятная обстановка, чтобы привить петербургским школьникам навыки научной работы, дать возможность публичного обсуждения своих идей, помочь сориентироваться в выборе профессиональной деятельности.
- Дважды в год (ноябрь, апрель) в школе планируются семинары (День науки и День культуры), участие в которых дает ребятам возможность приобрести опыт ведения научных дискуссий, социальных навыков, необычных для общения в учебное время, встречи с учеными, посещение семинаров по определенным темам в вузах.
- Программа школы - это осознанная профориентация и сотрудничество ученых с преподавателями школы. В ходе взаимодействия между школой и вузами можно выработать единое представление о том, каким должен быть уровень современного школьного образования. Наша программа позволяет заниматься группе учащихся заниматься научной работой в обычной общеобразовательной школе. Работы учащихся были представлены на Всероссийских чтениях - конкурсе памяти С.А.Каплана, на федеральной научно-исследовательской олимпиаде, проводившейся Министерством образования в Нижнем Новгороде (2004 г.).
- Работы отмечены дипломами на городской конференции общества гуманитарных исследований, Международной Лигой Защиты Культуры Санкт-Петербурга, Государственным Университетом и Институтом высокомолекулярных соединений и др.
Важная цель проведения дней Науки и Культуры - представить отчет по процессу образования подростка. Педагогическая задача - поддерживать высокую мотивацию в обучении школьников, поощрять их активность, самостоятельность.
Ближайшая задача перед коллективом школы - показать в динамике не только учебную, но и творческую активность учащихся, их спортивные и художественные достижения. Это поможет выявить направленность интересов учеников, поможет определить характер предпрофильной подготовки в школе. В эксперименте предпрофильной подготовки предлагается использовать портфолио в качестве одного из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной и средней школы.