Практическая деятельность преподавателя зависит от особенностей учебного заведения и от ценностей, которые закладываются в основу проектирования учебных процессов. Образовательные системы должны способствовать «окультуриванию» человека. Образование и обучение должны вводить будущего специалиста и в культурное существование, и в применение культурных форм в реальной жизни и профессиональной деятельности. Это помогает личности вернуться к целеполаганию, достичь определённых результатов. Процесс «окультурирования» должен стать непрерывным и способствовать проектированию «траектории» формирования и развития профессиональной культуры будущих специалистов.
Оптимизация профессиональной подготовки специалистов должна исходить из построения модели высших уровней профессиональной деятельности, которые необходимо использовать в качестве целей-эталонов для оценки качества образования. При построении моделей можно руководствоваться двумя подходами: от профессии и от личности. В современной социокультурной ситуации предпочтительнее личностной подход, в котором определяется набор основных профессионально значимых свойств специалиста с учётом требований будущей профессии. Отличие персонологических моделей личности от профессиографических базируется на многокомпонентной структуре общепсихологических представлений о личности. Степень соответствия реально сформированной системы профессионально значимых качеств личности эталонным моделям интерпретируется как мера психологической подготовленности или уровень профессионального мастерства в конкретной деятельности.
Формирование личности профессионала в университете требует организации такого обучения, которое обеспечивает трансформацию познавательной деятельности в профессиональную. При этом меняются мотивы, цели, действия, средства, предметы и результаты деятельности. В проектировании технологии обучения необходимо разрешить противоречия:
- между системностью знаний и дифференциацией их усвоения по разным дисциплинам;
- между «традиционной» позицией студента и творческой, инициативной позицией будущего специалиста;
- между формами организации учебной деятельности студента и формами профессиональной деятельности специалиста.
Профессиональное развитие личности - это процесс целостного развития студента как субъекта профессиональной деятельности, который детерминирован организацией учебного процесса и активностью студента. Неотъемлемыми атрибутами профессионального развития являются: системность, гуманитарная направленность, интегративность знаний, умений, навыков, универсальность дидактических систем, индивидуализация. Профессиональная культура - это высокий уровень профессионализма, достигнутый через философское осмысление и саморефлексию профессии, это способ творческой самореализации специалиста, направленный на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и новых технологий.
Резюмируя всё вышесказанное, необходимо отметить, что формирование профессиональной культуры будущего специалиста должно быть запланировано в процессе проектирования технологии обучения.