Поддержка национального вида спорта -лыжых гонок ( «Указ Главы Республики Коми, 2000 г, о признании лыжных гонок национальным видом спорта», высокий международный рейтинг которых усиливает престиж республики, социальной политики правительства.
Использование достижений в спорте для усиления престижа экономической политики, авторитета демократических путей развития общества и принципов деятельности администраций муниципальных образований совместно с органами управления республики в интересах укрепления здоровья населения и авторитета социальной политики государства в целом.
Стратегия поддержки правительством физической культуры, физического образования, спорта в республике предусматривает:
1) увеличение числа активно занимающихся спортом с 9.9 % (2000 г.) до 20% (2006 г.) населения республики. Развитие сети спортивных сооружений и повышение эффективности их использо- вания, увеличив пропускную способность спортсооружений с 18% (1999г.)до 30% (2006г.)
2) сохранение достигнутого высокого положения Республики Коми среди субъектов Северо-Западного Административного округа РФ ; т.е. сохранения лучших достижений в престижных видах спорта, культивируемых базовых видах спорта (особенно зимних) во всех муниципальных образованиях республики, обеспечив их с финансовой стороны, усилив материальную поддержку спортсменов и тренеров;
Главным средством решения социальных задач республики через сферу физической культуры и спорта являются:
- укрепление позиции Республики Коми в Российской Федерации, а также на международной арене;
- расширение сферы социального спорта, поддержку людей коллективов, присоединившихся к спортивному движению, инициаторов совершенствования материальной базы, подготовку инструкторов общественного спорта и организаторов здорового образа жизни;
- усиление интеграции в системе профессионального спорта и спорта высших достижений, совместных теоретико-экспериментальных исследований системы тренировок, их организационных основ, вопросов медико-биологического характера, реабилитации;
- поощрение педагогов-тренеров и спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов;
- усиление самостоятельности различного типа организаций, учреждений, форм (государственных, частных, общественных), проявляющих социальную инициативу, материальную поддержку спортивного движения;
- совершенствование и укрепление межрегиональных и международных связей финно-угорских народов, количественного обмена спортивными делегациями, тренерским составом в интересах народов населяющих данные территории;
- поддержка спортивной науки и практической реализации выводов, вытекающих из экспериментальных исследований;
- укрепление управленческой структуры через оптимизацию ее составных частей и законодательных актов по контролю эффективной деятельностью различных организаций и учреждений в области спорта;
- более четкое разграничение полномочий в области физического образования между Министерством образования и Министерством физической культуры, спорта и туризма.
Реализация программы « Развитие физической культуры и спорта в Республике Коми 2004 - 2006 г.г.» предусматривает увеличение числа лиц, регулярно занимающихся различными видами спорта, к 2006 году - до 20% от общего числа жителей , а к 2010 году - до 30%. По России средний показатель - 9,9% (2003 г.) На 1-е января 2004 года показатель количества занимающихся физической культурой и спортом достиг 15,6% от общего числа жителей республики (см. табл.).
Таблица 1. Показатель количества занимающихся физической культурой и спортом
годы |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Численность занимающихся в секциях, группах и клубах Физкультурно-оздоровительной направленности (чел. ) |
116274 |
125804 |
134670 |
139254 |
155700 |
Всего спортивных сооружений |
1467 |
1551 |
1568 |
1591 |
1709 |
Для достижения этого показателя необходимо существенно улучшить материальную базу. В ближайшей перспективе предусматривается особое внимание уделить строительству быстровозводимых открытых спортивных площадок (плоскостные сооружения) силами администраций муниципальных образований, а также реконструкции Центрального стадиона в г. Сыктывкаре, республиканского лыжного стадиона им. Раисы Сметаниной и строительства семи спортивных комплексов (ФОКов) в различных муниципальных образованиях республики. В последние годы строительство сооружений такого типа за счет республиканских программ не проводилось.
Исключительное внимание правительства привлечено к улучшению материальной базы для занятий физкультурой и спортом в школах. Возможность заниматься во внеучебное время большему количеству школьников и учащейся молодежи достигается за счет дополнительного финансирования из республиканского бюджета, активной помощи муниципальных образований и различных предприятий. Политика ликвидации бюрократических решений в области физического образования сводится к упрощению разрешительной процедуры, касающейся использования физкультурно-спортивной базы всеми слоями населения, поддержке тех предприятий, которые занимаются благотворительностью, оказывая как прямую, так и косвенную помощь спортивным организациям, в том числе и школьным. Особое место в управлении физическим образованием, спортом занимает пропаганда лучших достижений в школах, вузах, средних учебных заведениях, на предприятиях, в государственных и общественных коллективах, а также лучших руководителей и инструкторов спорта, добившихся значительных успехов в массовом спорте.
Управленческие региональные решения по укреплению кадров в сфере физического образования предусматривают:
- регулярные проверки и консультативная помощь по эффективному использованию мест для занятия физической культурой и спортом;
- назначение или выборы руководителей - организаторов из числа общественных представителей массового спорта;
- внесение и внедрение поправок в нормативные документы по урегулированию отношений в отрасли физического образования и спорта;
- активную поддержку общественников, используя в отдельных случаях их профессионализма, авторитета среди различных социальных групп населения республики;
- активную поддержку учителей физической культуры (через внедрение новых тренировочных технологий, практической отработки инноваций в сфере массового спорта, совершенствования алгоритма (модели) школьного обучения и воспитания);
- поощрение лучших школьников и учителей, коллективов школ, лицеев и колледжей через систему моральных стимулов и побуждений, награждений и предоставления определенных льгот.
В интересах развития массового спорта управленческие структуры свою деятельность направляют на анализ динамики количества занимающихся спортом, проверку уровня их физической подготовленности, корректировку оздоровительных программ и проектирование на основе научных данных средств, методов и технологий физического образования детей, подростков, молодежи, на выработку у населения Республики Коми положительной мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями. Организационной формой информационного обеспечения населения Республики Коми по этим вопросам выступают органы управления физической культурой, народного образования, молодежной политики, спортивные организации дополнительного образования (ДЮСШ, ДЮКФП) и спортивные объединения, созданные на общественной основе (федерации, клубы).
Особое место в развитии массового физкультурно-спортивного движения занимает совершенствование работы общественных некоммерческих спортивных организаций, которая предусматривает культивирование спортивной деятельности за счет следующих организационных мероприятий:
- постоянный контроль физических способностей населения всех муниципальных образований республики;
- анализ физического состояния людей, в зависимости от их возраста, пола, места жительства, материального благополучия;
- развитие спортивных программ (контроль за питанием, пропаганда программ физического здоровья через печать, радио и телевидение);
- внедрение в практику программ физкультурного образования (на производстве, в школах, по месту жительства);
- создание новых спортивных организаций, вовлечение в них женщин, детей, семьи, людей старшего поколения, пенсионеров с целью повышения эффективности здорового образа жизни, производительности труда и взаимного сотрудничества в быту;
- формирование местных молодежных спортивных клубов (городских, районных, сельских), постоянной активизации их деятельности, поддержкой демократических отношений между членами и администрацией клуба;
- поддержка любительского спорта профессиональными спортивными клубами.
Основными направлениями повышения качества досуга населения Республики Коми являются расширение форм и видов развлечений, поддержки сторонников активного отдыха, эффективное использование крупных спортивных объектов, подготовка профессионалов - руководителей массового спорта и учителей, способных организовать досуг школьников вне школы.
Взаимодействие любительского спорта и спорта высших достижений дало республике большое преимущество в период проведения крупных международных и всероссийских соревнований, усилило престиж республики в российском и мировом спорте.
Сегодня в Республике Коми существует три основных внутренних вида спортивных состязаний:
- Республиканские спартакиады, фестивали, игры «Спартакиада «Заполярные Игры», круглогодичная спартакиада школьников, спартакиада студентов высших и средних специальных учебных заведений, сельский спортивно-культурный фестиваль, спартакиада сельских районов, спартакиада трудящихся, спортивный праздник инвалидов);
- Соревнования по отдельным видам спорта;
- Республиканские смотры - конкурсы на постановку спортивно-массовой работы на местах, среди детских спортивных организаций, лучших тренеров-преподавателей и др.
Прогресс спорта, положительное отношение общества к престижу республики через сферу спорта зависит в большей степени от постоянной заботы правительства республики, администраций муниципальных образований как о действующих спортсменах, так и о ветеранах спорта.
Усиление значимости и результативности профессионального и спорта высших достижений в Республике Коми требует дальнейшего совершенствования научных исследований, системы отбора перспективных спортсменов, условий их подготовки, увеличения числа межрегиональных встреч, повышения благосостояния спортсменов и тренеров. Однако в 1990-1991 г.г., вследствие резкого сокращения финансирования, уменьшилось количество спортсменов из числа студентов и школьников, что сказалось на эффективности учебно-воспитательного процесса в школах и вузах. Снижение финансовых возможностей в начале 90-х годов определило необходимость привлечения общественных организаций и частных денежных средств, результатов научных исследований на нужды спорта высших достижений. Требуются продолжительные инвестиции в стратегические мероприятия спорта.