Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Вопрос о физиологических механизмах феномена интуиции остается почти не исследованным. Но ясно, что решение любой осмысленной задачи протекает на основе целенаправленной, осознанной деятельности, которая, в свою очередь, подчиняет и активизирует нервно-динамический аппарат, подсознательную сферу нервной деятельности. С последней внутренне связана психическая форма отражения, включающая в себя мыслительную деятельность, а так же волевые усилия, эмоциональную напряженность, наши потребности, интересы, мотивы, желания, влечения, стремления, и наконец, томления.

Именно с томлением человека и связан, на наш взгляд, главный механизм возникновения и развертывания научной интуиции.

Интуиция не должна ставиться в один ряд с инстинктом, влечением, с одной стороны, а так же навыком- с другой. Интуиция есть некое единство бессознательного и сознательного или, лучше сказать, определенное соприкосновение данных сфер. Природное влечение человека должно стать сознательным хотением, чтобы могла реализовываться интеллектуальная свобода, образующая саму субстанцию творчества и интуиции. Посредством рефлексии над влечением возникает некое томление или особая тоска. Это чувство потребности, остающейся неизвестной. Нам чего-то не хватает, но мы еще сами не знаем, чего. Об этом говорит и Б.П.Вышеславцев, реконструируя моменты бессознательного в учении Фихте [1].

Данная мысль нам представляется чрезвычайно важной в исследовании механизма возникновения не всякой интуиции, а именно научной интуиции.

Влечение имеет объективное значение на низших ступенях органической природы, а субъективное (психологическое) значение - на высших ступенях. Переход к осознанному влечению достигает своего завершения в "томлении". Именно здесь возникает новая область сознания. Но данному возникновению предшествует некоторая неопределенность ощущения потребности. Это первое неопределенное чувство образует самую первую ступень сознательной жизни.

Потребность неопределенна, пока остается потребностью чего-то и становится определенной,понятной, когда выясняется ее объект. При этом, на стадии определения объекта, обнаруживается новая ступень сознания, характеризующаяся новым термином - потребность, "определенная посредством своего предмета", или "хотения". Но здесь нет ещё свободы. "Хотение" не покидает еще границ природы.

Вместе с тем, не следует полагать, что живой человек, сознательное лицо, "Я" есть нечто исключительно трансцендентное природное. Напротив, "Я" - это высший продукт природы. Личность есть органическое единство тела, души и духа. Природа при этом не исчерпывается материальным миром (можно говорить о природе сознания). В человеческом хотении, воле проявляется и природный элемент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. - М., 1914.
  2. Лукьянов А. В. Идея духовного в философии И. Г. Фихте. - Уфа, 1994.
  3. Ломброзо Ц. «Гениальность и помешательство». Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова. - «С - Петербург», 1892.

[1] См.:Вышеславцев Б.П.Этика Фихте.-С.301-303.