Мы рассматриваем процесс адаптации школьника как некую гармонизацию его отношений с образовательной средой школы. В процессе образования он осваивает определенные способы учебной деятельности, которые усложняются по мере взросления каждого школьника. Здесь возникает разрыв между тем, что им уже освоено «актуально» и тем «потенциально», что от него ожидает, а в некоторых случаях и требует образовательная среда. В преодоление этого разрыва, своеобразного адаптационного барьера, происходит развитие школьника. «Адаптация - это всегда начало определенного периода развития, она относительно скоротечна, поэтому процесс социально - профессиональной адаптации целесообразно рассматривать как процесс развития, но за сравнительно короткий промежуток времени»,- утверждают С.М.Редлих, Л.И. Кундозерова, А.Н.Ростовцев [3, с.3].
В процессе адаптации к образовательной среде происходит развитие адаптационных механизмов учащихся. В свою очередь недостаточная и несвоевременная их тренировка может стать препятствием на пути адаптации школьников. В этой связи авторы коллективной монографии «Адаптация и здоровье», среди факторов способствующих дезадаптации человека отмечают отсутствие тренировки механизмов адаптации и невостребованность адаптационных резервов [1, с.215]. Адаптация к специально созданным условиям среды, осуществляемая многократно, позволяет решить указанную задачу по тренировке адаптационных механизмов школьника, по подготовке его к встрече с аналогичными условиями, возникающими в жизни. Процессы адаптации, протекающие в настоящем, не всегда обеспечивают адаптацию к будущему, а значит, на понятийном уровне следует разделить актуальную адаптацию к существующим условиям и перспективную, которая разворачивается актуально, но с учетом ситуаций, возможных в будущем. Оценка успешности адаптации, соответственно, может осуществляться, как в узком смысле, когда объектом оценки выступает актуальная адаптация, так и в широком, когда оценивается перспективная.
Данная дифференциация понятий оказывается необходимой для школы при оценке успешности адаптации учащегося. Ученик должен обрести гармонию со средой в образовательном пространстве школы не только актуально, но и перспективно, у него должны быть сформированы адаптационные механизмы и резервы для будущей жизни.
В работе [3] по проблемам социально-профессиональной адаптации, ученые Л.И. Кузндозерова, С.М. Редлих, А.Н. Ростовцев, для более детальной прорисовки процесса адаптации вводят представление о зоне актуального и потенциального развития. Зона актуального развития представляет собой «те особенности его личностного и профессионального развития, которыми обладает субъект образовательного процесса на данном этапе, а под зоной потенциального развития - зону актуального развития, усиленную теми особенностями личностного и профессионального развития, которые наиболее остро востребованы взаимодействием с образовательной средой» [3, с.4]. По сути мы имеем некоторое обобщение взглядов Л.С. Выготского [2] на зоны актуального и ближайшего развития, когда взаимодействие со взрослым расширяется до образовательной среды.
Несоответствие между зонами актуального и потенциального развития приводит к проблемам и конфликтам, в процессе разрешения которых школьник адаптируется к образовательной среде, а сама адаптация может быть представлена в качестве процесса, при котором предоставляемые возможности реализуются в зону актуального развития - актуализируются.
В кооперации с педагогом, разбив весь путь на этапы, соответствующие зонам ближайшего развития, теоретически можно осуществить этот переход и, соответственно, процесс адаптации. Тем не менее, практически этот переход не всегда сводится только к эволюционному, последовательному, движению из одной зоны ближайшего развития в другую. Мы должны допускать и самостоятельное движение без участия более опытного взрослого, и «революционные» скачки, прорывы в переходе из зоны актуального в зону потенциального развития.
По отношению к возможностям конкретного человека требования зоны потенциального развития могут носить как выполнимый так и не выполнимый характер. Это определяется уровнем требований с одной стороны, с другой - актуальным развитием человека в данный момент, его индивидуальными особенностями и способностями к развитию. Может сложиться так, что в определенный момент жизни человек окажется неспособным к переходу из зоны актуального в зону потенциального развития, какой бы привлекательной она ему не казалась: пожилой человек вряд ли станет летчиком - испытателем, а чемпион по тяжелой атлетике профессиональным балетным танцором.
Отдавая приоритет одному направлению, достигая одних целей, мы в любом случае закрываем какие-то возможности для себя в будущем. Одним из вариантов преодоления негативных последствий дезадаптации, должна стать постановка целей, адекватных тем актуальным, потенциальным возможностям и способностям, которые имеются у конкретного человека.
Решение задач адаптации школьника, протекающей в течение всего обучения, предполагает проведение детального анализа изменения зоны актуального и потенциального развития. Особый интерес вызывают те узловые точки в адаптации школьника, которые мы отмечаем на границах смены ведущей деятельности при существенных изменениях образовательной среды. С нашей точки зрения, к моментам, в которых процесс адаптации представлен наиболее ярко, относится переход школьников с одной ступени на другую, но это предмет отдельного исследования. Тем не менее, в настоящей работе мы рискнем высказать некоторые соображения по поводу понимания особенностей зон актуального и потенциального развития при переходе с одной школьной ступени на другую. Следует подчеркнуть, что для успешности перспективной адаптации в будущем необходимо постоянно учитывать требования образовательной среды более высокой ступени.
Окончание дошкольного периода и переход к обучению в начальной школе ознаменован сменой ведущего вида деятельности: ребенок от игры переходит к учению. Зона актуального развития дошкольника наполнена игровой практикой времяпровождения, элементы учебной деятельности в лучшем случае вплетены в игру, в остальных случаях возникают стихийно. Зона потенциального развития предъявляет требование на осуществление учебной деятельности, связанное с освоением культурного содержания, сопровождающееся процессами психологического развития школьника. Становясь школьником, ребенок попадает в ситуацию социального контроля со стороны педагога. Это уже не тот семейный контроль родителей, в основе которого лежит эмоционально-чувственное отношение к ребенку, в основе школьного контроля лежат принципы нормосообразности деятельности школьника. Вместо симпатий на первое место выходят критерии правильности выполнения деятельности. Существенный разрыв зоны потенциального развития от зоны актуального развития приводит к тому, что первичная адаптация первоклассников представляет собой «период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе» [4, с.68-69].
Переход из начальной школы на вторую ступень также несет на себе существенные изменения образовательной среды ребенка: вместо одного учителя, к которому ребенок уже привык, появляются несколько учителей предметников, вместо одного учебного кабинета приходится учиться в разных специализированных под отдельные предметы. На данном этапе не происходит существенного изменения учебной деятельности школьника. Конечно, материал усложняется, но ребенок уже освоил общие нормы и способы поведения в школе. Ученик вынужден адаптироваться к более тонким изменениям, которые предъявляет к нему среда: он должен разобраться в манерах поведения, стилях деятельности различных педагогов, сориентироваться в том, как и с кем себя вести. В процессе обучения на второй ступени ученик сталкивается с проблемами переходного возраста, которые накладывают свой отпечаток на осуществление учебной деятельности.
Процесс адаптации при переходе со второй ступени обучения на третью также обладает некоторыми особенностями. Во-первых, классы старшей школы зачастую формируются из учащихся разных классов, когда за одной партой могут оказаться даже учащиеся разных школ. У них за плечами имеется различный опыт образования, который складывался при взаимодействии с различными учителями в соответствии с различными учебными планами и программами. Во-вторых, школьники третьей ступени, уже познакомившись с тем, что представляют экзамены, с большей ответственностью начинают осознавать, значимость предстоящей аттестации за курс средней школы, необходимость готовности к ней, а также к поступлению в высшие образовательные учреждения. В-третьих, усложняются задания, которые требуют значительно большего времени, усилий и сосредоточенности для их выполнения.
Возникают проблемы межличностного общения, иногда складывается опасение за свое будущее, не хватает сил выдержки для выполнения более ресурсоемких заданий. Существенные разрывы между зоной актуального и потенциального развития, внутренние и внешние конфликты, проблемы, становятся источниками дезадаптации старшеклассников, которая, по мнению многих ученых, может выражаться: в снижении работоспособности, иммунитета, успеваемости, повышенной заболеваемости, во внутренних и межличностных конфликтах, в повышенном уровне тревожности, в отсутствии смысла жизни.
Адаптация в образовательном пространстве при переходе из зоны актуального в зону потенциального развития достигается вхождением в образовательное пространство школы и осуществлением процесса образования, а также снижением уровня напряженности, вызванной взаимодействием с образовательной средой. Эффективность актуальной адаптации в школе будет определяться мерой включения школьника в образовательное пространство и той напряженностью и дисгармонией которая при этом возникнет, а перспективная адаптация должна учитывать требования современной социокультурной ситуации и динамики ее развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаптация и здоровье: Учеб. пособие/ Отв. ред. Э.М. Казин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 301 с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Педагогическая психология, - М.: Педагогика-Пресс, 1999.- С. 321-336
- Кундозерова Л.И., Редлих С.М., Ростовцев А.Н., Проблемы социально-профессиональной адаптации./Под ред. д.п.н., профессора В.Д.Симоненко - Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2001. - 24 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.-М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 352 с.