Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Информационно-коммуникационные технологии, в частности, сеть Интернет, безусловно, являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества. Нагляднее всего такое влияние просматривается в тех сферах, где возможности, предоставляемые новыми технологиями, порождают специфические общественные отношения. В России примером этому может служить появление в экономике и праве такого понятия, как электронная коммерция (или электронная торговля).

Говоря об электронной коммерции, многие исследователи ограничиваются рассмотрением правовых проблем, возникающих при совершении сделок в электронной форме. Электронный документооборот, несомненно, заслуживает внимания юристов, но, на наш взгляд, нельзя забывать и о других аспектах регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством сети Интернет. Среди них можно особо отметить специфические проблемы индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности в Интернете, вопросы правовой оценки рекламы, распространяемой посредством сети Интернет, а также проблемы налогообложения «электронных» сделок. Таким образом, мы видим, что правовое регулирование электронной коммерции затрагивает как частноправовые, так и публичные отрасли права.

Совершение сделок путем обмена электронными документами является непременным «атрибутом» электронной коммерции. В связи с этим, её развитие в России стало возможным, в первую очередь, благодаря тому, что действующее российское законодательство позволяет относить электронные документы к «документам» в нормативно-правовом смысле данного термина. Это означает, что письменная форма сделки, совершенной путем обмена электронными документами, будет считаться соблюденной. На сегодняшний день в России урегулирован и вопрос верификации электронных документов, долгое время остававшийся вне поля зрения законодателя: в 2002 году принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Однако, техническая сложность предложенной в указанном законе схемы, к сожалению, пока не позволяет говорить о повышении привлекательности электронной коммерции, по сравнению с традиционной формой ведения бизнеса.

Индивидуализация субъекта предпринимательской деятельности играет важнейшую роль в достижении им коммерческого успеха. Следует отметить, что кроме традиционных индивидуализирующих объектов, таких как фирменное наименование или товарный знак, в сети Интернет существует еще один - доменное имя. Участившиеся споры между лицами, желающими использовать сходные доменные имена, только недавно заставили юристов заговорить о таком явлении, как «право на доменное имя». Между тем, нарушение этого права может повлечь за собой убытки для участников электронной коммерции.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность при помощи ресурсов Интернета, актуальным становится вопрос размещения рекламы в сети. Реклама, распространяемая посредством сети Интернет, подпадает под действие российского законодательства о рекламе, и поэтому должна отвечать всем требованиям к рекламе в других источниках. Однако специфика Интернета как виртуального пространства крайне осложняет контроль за законностью рекламы в указанной среде.

Необходимо также сказать о том, что государству необходимо найти адекватную форму налогообложения электронных сделок, поскольку транснациональный характер Интернета порой создает трудности в определении территории налогообложения.