чем хорошая теория»
Л. Больцман
В начале XXI века отчетливо проявляются две тенденции: осознание кризиса современной медицинской доктрины, основанной на современном здравоохранении как системе болезнецентрической, выполняющей роль ремонтной бригады и поиск перспективной медицинской доктрины, имеющей главную цель сохранения, восстановления и развития здоровья, ведущей к переходу от клинической и экологической медицины к медицине здоровья. Объектом исследования её должны быть не нозологические формы заболеваний, а адаптационные и дезадаптационные состояния, донозология, функциональные резервы, направленные на повышение адаптационно - компенсаторных возможностей организма, устранения факторов риска.
Успешное построение новой медицинской доктрины не может осуществляться без привлечения современных методологических принципов, которые можно отнести к высоким технологиям медицины и образования. А это, прежде всего, синергетическая парадигма (2-ой закон термодинамики для открытых систем) и глубокое проникновение в суть интегральной биологической дисциплины - хронобиологии, междисциплинарной науки, являющейся важнейшим разделом теоретической биологии и плацдармом для развития медицины XXI века.
В процессе эволюции имели шанс сохраниться именно колебательные системы, причем, в ходе биологического прогресса, один из путей его - ароморфоз сопровождался на этапе становления высших животных и человека максимальным ростом неравновесности систем и их нелинейности. Человек сложная открытая биосоциальная система, экспотенциально нелинейна и неравновесна, характеризующееся высоким уровнем адаптации к условиям среды. Из всех многообразных циклических процессов главенствующим и определяющим жизнь человека на планете Земля является суточный (циркадианный) ритм, который выступает в роли дирижера всех колебательных процессов в организме.
Одним из центральных определений в биологии является дефиниция «гомеостаз», означающий, что «постоянство внутренней среды - залог свободной и независимой жизни». По нашему мнению, до сих пор акцент делался и делается на стабильности и адаптивности гомеостаза к внешним и внутренним факторам среды, но в тени оставался феномен ритмичности живой системы в этой стабильности и адаптивности!
В этой связи необходимо особо отметить становление в процессе эволюции в живых системах (начиная с клеточного уровня) генетического механизма биологических часов. Это ярчайший пример, как внешний геофизический суточный ритм в процессе естественного отбора становится внутренним, определяющим временную организацию живого, важнейшим механизмом гомеостаза. Сутью данного сообщения является стремление обратить внимание медицинской и научной общественности на особую роль структуры ритма в организации гомеостаза. Наши многочисленные исследования (начиная с 1964 года и по настоящее время) показали, что хроноструктура живой системы (в частности организм человека) и её хронодизайн являются универсальным маркером как надежности биосистем, её устойчивости, адаптивности к внутренним и внешним факторам, так и её уязвимости, показателем донозологических состояний или патологии. Это нами показано и на анализе этапов онтогенеза высших позвоночных и человека в том числе, а также в самых разнообразных состояниях, способствующих или ухудшающих состояние здоровья (экспедиционно-вахтовый труд, влияние малых доз радиации, изменение фотопериодичности, воздействие алкоголя, различных фарм. препаратов (фенамин, пирогенал, ассимиляторного яда - динитрофенола), утомление и тренировки, различные болезни (например, синдром Кушинга, эндокринные нарушения, гипертоническая болезнь), т.е. факторы, сдвигающие гомеостаз в результате экологических причин или образа жизни. Это означает, что гомеостаз, гомеорез и гомеоклаз с помощью биоритмологического ключа можно количественно оценивать на любом этапе онтогенеза, как в состоянии здоровья, так и донозологических состояниях и болезнях.
Принято считать, что интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень приспособительных возможностей организма. За этим следует, что надо учитывать и гомеостаз, функциональные резервы организма и степень напряженности регуляторных механизмов, которые подразумевают и истощение управляющих механизмов регуляции клеток, определяющих энергетические ресурсы. А как это все интегрально и количественно измерить? Как и чем измерить, что человек находится в так называемом 3-м состоянии, донозологическом? Как определить переход от адаптации и дезадаптации, как определить донозологическое состояние, преморбидный уровень функциональных резервов?
На основании обобщений, нами полученных данных, об этом можно судить по хроноструктуре и хронодизайну биологических ритмов. Необходимо иметь информацию с математической точностью о параметрах ритмов, полученных посредством специальных компьютерных хронобиологических программ:
- о пространственно-временной организации биосистем (о соотношении циркадианной а ациркадианной организации - ультра и инфрадианных ритмах)
- о степени синхронизации биоритмов (о соотношении акрофаз биоритма разных функциональных систем)
- об уровне амплитуд циркадианных ритмов функций и его отношении к амплитудам сопредельных ритмов этих функций (УД и ИД)
В этом аспекте существенную роль играет и наша концепция «волчка». Мы располагаем информацией о пространственно-временной организации, которую можно охарактеризовать как эталонную для оценки высоких уровней (количество) здоровья, и по которой можно судить о степени напряжения функциональных систем, об адекватной адаптации и сдвигах гомеостаза в сторону патологии.
Нами показано, что восстановление оптимального здоровья человека не может осуществляться без восстановления оптимальной хроностуктуры функций организма. Поскольку сегодня ясно, что экологические факторы играют огромную роль в поддержании гомеостаза оптимально здорового человека, т.о. здоровье Человека и здоровье Биосферы должны находиться в гармонии.
Кроме того, надо учитывать, что время является само по себе важнейшим экологическим фактором.
Поддержание оптимальной хроноструктуры функциональных систем организма Человека должно осуществляться на путях повышения защитных сил организма. А это возможно только через создание эталонной хроноструктуры. В частности, это может быть достигнуто применением мелатонина - естественного продукта деятельности эпифиза. Мелатонин является хронобиотиком (нормализует хроноструктуру функций) и иммуномодулятором (в частности через первое).
Для прогресса в области создания профилактической медицины, т.е. медицины здоровья в научном плане, необходимы такие новые технологии, как широкое распространение наряду с уже получившим известность мониторинга артериального давления, мини-логгеров, дающих информацию о хроноструктуре интегральных показателей некоторых параметров функциональной деятельности. Особо мы обращаем внимание на изучение хроноструктуры температуры тела человека, так как температурный гомеостаз, определяющий биоэнергетику, является ярчайшим примером совершенства гомеостаза вообще. В заключение следует вспомнить слова замечательного патологоанатома И.В. Давыдовского «Не пора ли объектом медицинских исследований сделать здоровье человека, а не предметом поиска тех или иных болезней?».