Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

 Успешность обучения во многом зависит от показателей мотивации обучаемого. Необходимость создания модели мотивации обучаемого обусловлена общей стратегией создания адаптивной обучающей компьютерной системы [1]. Максимальная эффективность работы последней возможна лишь при учете всех факторов, влияющих на процесс обучения.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность [2]. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. Когда говорят о внутренних причинах, то имеют ввиду психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы) и мотивацию называют диспозиционной. Когда говорят о внешних причинах, то имеют ввиду внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуационные стимулы) и мотивацию называют ситуационной. Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью человека добиваться успеха или избегать неудач. Таким образом, можно условно разделить людей на две группы: успешные, реально оценивающие свои силы, критику и похвалу; и неуверенные в себе, остерегающиеся неудач, болезненно реагирующие на критику и ошибки.

Благодаря формализованной модели мотивации можно строить траекторию обучения с учетом текущего состояния обучаемого, изменяя вид, скорость, наполнение и методику преподнесения материала и, тем самым, адаптируя процесс обучения для конкретного обучаемого в конкретный момент времени.

Рассматривается модель мотивации, представляющая собой вектор параметров. Параметры отражают наиболее важные характеристики личности обучаемого, при анализе которых можно детально и полно выявить текущее состояние, уровень тревожности, успешности обучаемого, меру его заинтересованности, усваивание материала, реакцию на состояние окружающей среды и т.п.. Среди этих параметров предлагается выделить две группы: статические параметры, значения которых слабо изменяются с течением времени, и динамические параметры, значения которых изменяются существенно. Начальные значения статических параметров определяются при первом полном тестировании, в последующем, проводится мониторинг динамических параметров. Заметим, что формирование мотивации происходит в течение всего образовательного процесса и во многом зависит от того, как преподносится учебный материал.

На кафедре информационных технологий Кубанского государственного университета создана инструментальная система для исследования мотивации обучаемых. Эта система поддерживает следующие основные возможности: создание базового портрета обучаемого, мониторинг состояний диспозиционной и ситуационной мотиваций, анализ полученных данных, построение наиболее подходящей траектории обучения, выдача рекомендаций по состоянию внешних условий наиболее благоприятных для индивида.

Создание базового портрета обучаемого проводится с помощью тестирования, на основе которого выявляются значения наиболее важных параметров, характеризующих личность. Результаты этого тестирования являются опорными для выбора подходящей траектории обучения.

Мониторинг состояния диспозиционной мотивации проводится с помощью следующих приемов: коротких психологических тестов; отслеживания времени, потраченного на изучение представленного материала; отслеживания успешности выполненных проверочных тестов и заданий; отслеживания времени, затраченного на ответы.

Система поддерживает возможность управления мониторингом. Для управления периодичностью проведения психологических тестов в рассматриваемой системе назначается время запуска. При этом возможны ортогональные настройки времени запуска теста: через равные промежутки времени, после изучения темы, после завершения изучения раздела, до начала выполнения проверочного тестирования. Для управления списком характеристик необходимо указывать изучаемые характеристики (можно изучать как одну, так и несколько, от этого зависит вид применяемых тестов). Полученные значения характеристик могут быть сохранены и использованы для статистического анализа. Параметры сохранения полученных результатов могут иметь следующие значения: сохраняются все показания; сохраняются показания за заданный промежуток времени; сохраняется среднее значение характеристик за заданный интервал времени. Для управления проведением проверочных тестов в системе используются следующие параметры: время проведения тестов, формат тестирования, управление результатами. Параметр времени проведения тестов определяет моменты запуска проверочных тестов и может иметь следующие значения: тесты не проводятся, проводятся после изучения каждой темы, раздела, проводится итоговое тестирование. Формат тестирования определяет структуру проверочных заданий. Это могут быть теоретические вопросы, практические задания, либо смешанное тестирование, объединяющее в себе два вышеперечисленных вида. Результаты проверочного тестирования могут сообщаться обучаемому, не сообщаться, записываться в дневник успеваемости, либо отправляться преподавателю.

Мониторинг ситуационной мотивации проводится на основе сравнения состояния диспозиционной мотивации и внешних условий, а так же обстоятельств деятельности индивида. Состояние ситуационной мотивации во многом определяется психофизиологическими характеристиками. Вызывать определенную психофизиологическую реакцию могут следующие показатели: зрительные (освещенность помещения, цвет и фактура стен в помещении, внешний вид рабочего места, особенности интерьера в помещении, наличие окон в помещении); слуховые (шум голосов, музыка, природные звуки, звуки человеческой деятельности, иные посторонние шумы); психофизиологические (присутствие контролирующего действия, размер помещения, время суток, расположение рабочего места относительно сторон света, присутствие рядом других обучаемых, температура в помещении); обонятельные (различные запахи в помещении, концетрация свежего воздуха).

Изучение ситуационной мотивации позволяет строить долгосрочные рекомендации для обучаемых по благоприятным внешним условиям. Для выявления объективно существующих зависимостей необходимо долгосрочное наблюдение в условиях вариативности параметров внешней среды.

Литература:

  1. Кольцов Ю.В., Подколзин В.В., Добровольская Н.Ю. Метамодель компьютерной системы Обучения // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. - Академия педагогических и социальных наук, Краснодарское краевое отделение Педагогического общества РФ, 1998
  2. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. - М.: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001