Федеральный закон «Об энергосбережении» определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии, а также снижение средств, расходуемых на оплату энергоресурсов.
В 2002 году в Ульяновске разработана городская программа «Энергосбережение в г. Ульяновске на период до 2006 года».
Реализация государственной энергосберегающей политики в г. Ульяновске должна обеспечить экономическую заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР.
Целью Программы является достижение реальной экономии энергоресурсов и средств, расходуемых на их оплату.
Основные задачи Программы:
- анализ существующего положения в энергосбережении г. Ульяновска;
- разработка нормативно-правовых актов и финансово-экономических механизмов реализации Программы;
- энергоаудит, проведение энергетических обследований организаций и объектов муниципальной сферы;
- энергоучет, оснащение приборами учета жилищного фонда и организаций бюджетной сферы;
- создание системы сопровождение выполненных мероприятий (сервисная служба);
- энергосбережение в системе тепло-, водо-, и электроснабжения г. Ульяновска;
- разработка оптимальной схемы энергоснабжения г. Ульяновска;
- энергосбережение в жилищно-коммунальном секторе;
- повышение квалификации кадров;
- энергосбережение в строительном комплексе;
- энергосбережение на транспорте;
- развитие нетрадиционной и малой энергетики;
- информационное обеспечение энергосберегающей политики в г. Ульяновске.
Реализация Программы энергосбережения проводится в два этапа. На первом этапе (2002-2003 г.г.) должны быть разработаны первоочередные нормативно-правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению, и начата реализация первоочередных мер по учету и нормированию энергоресурсов, внедрению энергосберегающих мероприятий.
На втором этапе (2003-2006 г.г.) предлагается совершенствование нормативно-правовой, методической и информационной базы в результате всестороннего анализа выполнения работ первого этапа, продолжить разработку и реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям энергосбережения, которые позволят снизить расход энергии и бюджетные затраты на дотацию ТЭР.
Анализ реализации Программы показал, что при отсутствии в городе энергосберегающих мероприятий, только в 2003 году, бюджету города и предприятиям ЖКХ пришлось бы изыскивать на оплату теплоэнергии и ГВС дополнительно 126,6 млн. рублей, в том числе 51,1 млн. рублей по социальной сфере.
Если говорить об экономии бюджетных средств, начиная с 2001 года, можно ривести следующую информацию, где показаны результаты только от установки счетчиков учета тепла на магистральных сетях:
Год проведения меропр. |
Кол-во установл. счетчиков |
Выделение финансовых средств (тыс. рублей) |
Экономичес-кий эффект (тыс. рублей) |
Примечание. |
2001 |
110 |
8305,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 8305,0 |
9800,0 |
За календарный год |
2002 |
172 |
21930,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 16825,0 |
118917,7 |
За календарный год |
2003
Итого: |
36
318 |
22473,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 4065,0 |
126558,3 |
За календарный год |
Таким образом за три года сохранены финансовые средства в объеме 255,3 млн. рублей, в том числе по социальной сфере 124,1 млн. рублей.