Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

 Потенциал энергосбережения в России, по оценке специалистов, составляет около 35% от уровня энергопотребления. Около 32% этого потенциала сосредоточено на хозяйствующих субъектах топливно-энергетического комплекса, еще столько же в промышленности, почти 20% в коммунально-бытовом секторе.

 Федеральный закон «Об энергосбережении» определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии, а также снижение средств, расходуемых на оплату энергоресурсов.

 В 2002 году в Ульяновске разработана городская программа «Энергосбережение в г. Ульяновске на период до 2006 года».

 Реализация государственной энергосберегающей политики в г. Ульяновске должна обеспечить экономическую заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР.

 Целью Программы является достижение реальной экономии энергоресурсов и средств, расходуемых на их оплату.

 Основные задачи Программы:

  • анализ существующего положения в энергосбережении г. Ульяновска;
  • разработка нормативно-правовых актов и финансово-экономических механизмов реализации Программы;
  • энергоаудит, проведение энергетических обследований организаций и объектов муниципальной сферы;
  • энергоучет, оснащение приборами учета жилищного фонда и организаций бюджетной сферы;
  • создание системы сопровождение выполненных мероприятий (сервисная служба);
  • энергосбережение в системе тепло-, водо-, и электроснабжения г. Ульяновска;
  • разработка оптимальной схемы энергоснабжения г. Ульяновска;
  • энергосбережение в жилищно-коммунальном секторе;
  • повышение квалификации кадров;
  • энергосбережение в строительном комплексе;
  • энергосбережение на транспорте;
  • развитие нетрадиционной и малой энергетики;
  • информационное обеспечение энергосберегающей политики в г. Ульяновске.

 Реализация Программы энергосбережения проводится в два этапа. На первом этапе (2002-2003 г.г.) должны быть разработаны первоочередные нормативно-правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению, и начата реализация первоочередных мер по учету и нормированию энергоресурсов, внедрению энергосберегающих мероприятий.

 На втором этапе (2003-2006 г.г.) предлагается совершенствование нормативно-правовой, методической и информационной базы в результате всестороннего анализа выполнения работ первого этапа, продолжить разработку и реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям энергосбережения, которые позволят снизить расход энергии и бюджетные затраты на дотацию ТЭР.

 Анализ реализации Программы показал, что при отсутствии в городе энергосберегающих мероприятий, только в 2003 году, бюджету города и предприятиям ЖКХ пришлось бы изыскивать на оплату теплоэнергии и ГВС дополнительно 126,6 млн. рублей, в том числе 51,1 млн. рублей по социальной сфере.

 Если говорить об экономии бюджетных средств, начиная с 2001 года, можно ривести следующую информацию, где показаны результаты только от установки счетчиков учета тепла на магистральных сетях:

Год проведения меропр.

Кол-во установл. счетчиков

Выделение финансовых средств (тыс. рублей)

Экономичес-кий эффект (тыс. рублей)

Примечание.

2001

110

8305,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 8305,0

9800,0

За календарный год

2002

172

21930,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 16825,0

118917,7

За календарный год

2003

 

Итого:

36

 

318

22473,0 в т.ч. на узлы учета тепла - 4065,0

126558,3

За календарный год

Таким образом за три года сохранены финансовые средства в объеме 255,3 млн. рублей, в том числе по социальной сфере 124,1 млн. рублей.