Введение
Современность характеризуется значительными изменениями социума, обусловленными процессами глобализации, информатизации, трансформации идентичности личности и др. Данные процессы, находясь во взаимодействии и взаимообусловленности, сопровождаются эффектами эмерджентности и синергичности – взаимоусиленным вариативным воздействием на общество и все его сферы. В данных условиях важнейшей средой становления и социализации личности, ключевым институтом воспитания подрастающего поколения является общеобразовательная школа [1, ст. 3 п. 1; 2, п. 10].
Общеобразовательная школа сегодня функционирует в условиях нарастающего влияния на образование и социализацию подрастающего поколения технологий искусственного интеллекта (ИИ) [3–5]. Стремительность, с которой развиваются нейросети, спровоцировала определенную неподготовленность общего образования к эффективному использованию генеративных технологий. Недостаточно разработаны как методологические основы, концептуально задающие стратегию и вектор интеграции технологий в образование, так и методические положения, дающие педагогу-практику механизмы и инструментарий использования возможностей нейросетей в учебно-воспитательном процессе.
Сложившееся положение сказывается на качестве знаний школьников, на качестве общего образования [6; 7]. При этом риски негативного влияния ИИ в общем образовании возрастают на фоне изменения отношения россиян к образованию в целом. Согласно статистическим данным только 59 % родителей школьников рассматривают обучение детей в вузе как возможность получения ими знаний (а не получения диплома о высшем образовании) [8, с. 55], около 20 % родителей студентов СПО среди причин поступления в колледж называют нежелание их детей продолжать обучение в школе [8, с. 61]; показатель значимости образования высокого уровня для молодежи с 2008 по 2024 г. снизился на 16 % – сегодня только 6 % молодых людей до 24 лет согласны с тем, что «без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу» [9].
Очевидно, что педагогической стратегией повышения изменения отношения школьников к обучению, к образованию в целом является формирование у них ценностного отношения к учебной деятельности.
Цель исследования – выявить ключевые педагогические условия формирования у обучающихся ценностного отношения к учебной деятельности в условиях систематического использования ими технологий ИИ.
Материалы и методы исследования
Применены концептуальные идеи парадигмы личностно ориентированного образования, образовательных пространств, информатизации образования, эффективной социализации человека, а также статистические данные и показатели практики использования генеративных технологий обучающимися. В ходе исследования использованы методы: обобщение, синтез, классификация, анализ литературы, терминологический анализ, наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение
Статистика образования и научные исследования свидетельствуют о достаточно распространенном несоблюдении обучающимися школы академической этики «в учебе, при выполнении домашних работ» [10; 11]. Учитывая возрастные особенности психики подростка, систематическое использование им нейросетей, сопровождающееся низким уровнем интеллектуального напряжения, а также неэтичным представлением сгенерированного ИИ контента, потенциально несет на себе риски развития у школьников различных психических девиаций (например, [12]), в том числе риски развития апатии к знаниям и познанию в целом, искаженного отношения к обучению, риск девальвации ценности учебной деятельности (что скажется и на ценностном отношении к труду [13]).
Разработка проблемы формирования у обучающихся осознанного, ценностного отношения к знаниям, к учению не нова для педагогики. Фундамент для разработки педагогических механизмов воспитания у обучающихся в цифровую эпоху ценностного отношения к учебной деятельности заложен трудами видных педагогов прошлых столетий и современности.
В определении «ценностного отношения школьника к учебной деятельности» с учетом фактора использования им ИИ-технологий в процессе обучения целесообразно ориентироваться на понимание эмоционально-ценностного отношения как «переживания отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе» [14, с. 634], а также на понимание «отношения» В.Н. Мясищевым («отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности» [15, с. 48–49]) и выделенные им группы отношений [15, с. 207–208].
Под ценностным отношением школьника к учебной деятельности в условиях использования им генеративных технологий справедливо понимать его устойчивую, осознанную, внутренне мотивированную систему потребностей, убеждений, эмоциональных переживаний, поведения, в которой учебная деятельность – личностно значимая ценность, определяющая саморазвитие, самореализацию в будущем, а ИИ-технологии – средство, инструмент повышения эффективности учебной деятельности.
Структуру рассматриваемого отношения школьника целесообразно представить как единство мотивационного, поведенческо-волевого и рефлексивного компонентов. Мотивационный компонент составляют: понимание целей образования, восприятие учебной деятельности как значимой для саморазвития, самореализации в жизни, осознание роли знаний и ИИ в цифровом обществе, интерес к знанию, к процессу познания и др.; поведенческо-волевой: наличие познавательной активности и самостоятельности в учебной деятельности, настойчивость в достижении учебных целей, ответственное и этичное использование ИИ и др.; рефлексивный: анализ и оценка своей учебной деятельности с использованием ИИ, самоанализ образовательной траектории, переживание удовольствия от учебной деятельности, интеллектуального труда, неприятие академической недобросовестности в использовании ИИ и др. Уровень ценностного отношения обучающегося определяется уровнем развития отдельных компонентов и их взаимосвязей данной субъективной позиции личности.
Доминанты ценностного отношения современного школьника к учебной деятельности, исходя из структуры деятельности и логики использования обучающимся генеративных технологий ИИ, составляют:
– ценность знания: знания как содержание личностных изменений, основа саморазвития; ИИ как база данных, носитель информации, требующий критического анализа;
– ценность процесса учебной деятельности: учебная деятельность как процесс познания, определяющий личностное развитие, средство получения удовлетворения от интеллектуального напряжения и творчества; ИИ как помощник в обработке информации (анализ, а не репродукция сгенерированного ИИ контента), инструмент создания персонализированных «зон интеллектуального напряжения»;
– ценность результата учебной деятельности: результат учебной деятельности как личные достижения, как условие дальнейшего саморазвития, как опыт познавательной деятельности; укоренение в принятии ИИ как персонального интеллектуального партнера и инструмента для генерации идей на основе систематизации данных при решении учебных заданий, как средства проектирования индивидуальных образовательных траекторий;
– ценность академической этики в использовании ИИ: ощущение удовлетворения от корректного (открытость, этичность, безопасность и др.) использования ИИ в учебной деятельности, упрочение в осознании ответственности за свой путь в познании.
Выявленные ценностные доминанты позволяют сформулировать ключевые принципы использования школьником ИИ в учебной деятельности:
– принцип использования ИИ как инструмента, усиливающего интеллектуальные способности человека. Реализация данного принципа обучающимся создает условия для проявления им учебной и мыслительной активности, творчества (в формулировке промптов, в интерпретации и использовании сгенерированного контента и др.), выработки у себя привычки корректно использовать ИИ в качестве мощного индивидуального интеллектуального помощника;
– принцип критической оценки сгенерированного ИИ контента. Сравнение ИИ-контента с проверенными источниками информации, с учебником, постановка в чат-боте уточняющих, четко сформулированных запросов, требование в запросах к ИИ указания источников, отношение к ИИ как к генератору контента, требующего критического анализа, – эти и другие правила реализации принципа позволяют не только распознать обучающемуся «сгаллюцинированный» ИИ контент, но и, что более важно, способствуют формированию у школьника культуры критической обработки информации;
– принцип этичного использования ИИ в учебной деятельности. Честность в использовании школьником ИИ – это его честность в первую очередь с самим собой. Осознание обучающимся значимости соблюдения в учебной деятельности академической честности и прозрачности – ключевое условие понимания им значимости для себя учебной деятельности, обучения для самореализации в дальнейшем;
– принцип безопасности и конфиденциальности личных данных. В силу возрастных особенностей подростки, используя ИИ, начинают воспринимать его как близкого человека, друга (тенденцию отмечают, например: [16, c. 20]), доверяя информацию личного характера. Очевидно, что обучающемуся, ребенку, подростку необходимо как можно раньше помочь осознать важность соблюдения конфиденциальности личных данных в использовании чат-ботов, генеративных технологий в целом.
Реализация приведенных принципов обучающимся, с одной стороны, создает действенные предпосылки для самоформирования у него культуры использования ИИ не только в учебной, но и, в будущем, в трудовой деятельности, а с другой – требует педагогического подкрепления. Педагог, семья, образовательная среда в целом призваны создать и поддерживать соответствующие педагогические условия. Представляется обоснованным в выделении последних исходить из структуры ценностного отношения обучающегося к учебной деятельности, учитывать взаимосвязь компонентов данного личностного отношения:
– условия, направленные на формирование у обучающегося школы мотивации учебной деятельности:
• создание личностно значимого для школьника контекста обучения: опора на жизненный опыт и интересы обучающегося; связь содержания обучения с реальными проблемами, с профессиональной ориентацией; поддержка эмоциональной вовлеченности в учебно-познавательную деятельность; др.;
• развитие познавательного интереса у обучающегося: демонстрация примеров успешной самореализации, обусловленной знаниями, образованностью; демонстрация использования возможностей нейросетей, цифровых ресурсов для самообразования и профессионального роста; использование активных, релевантных для обучающегося методов и форм обучения, в том числе и использование ИИ; др.;
• создание «ситуации успеха» в учебной деятельности школьника: публичное признание как результатов, прогресса в образовательных достижениях школьника, так и его учебных усилий; посильность учебных заданий; организация доступа обучающегося к эффективным моделям ИИ; сопровождение и помощь в использовании генеративных технологий в учебной деятельности; др.;
– условия развития у обучающегося устойчивых навыков учебной деятельности, ответственного отношения к учению:
• активизация учебной самостоятельности обучающегося: учет в проектировании педагогической поддержки уровня сформированности познавательной самостоятельности школьника; использование заданий, требующих проявления обучающимся познавательной самостоятельности и дивергентного мышления; обучение промпт-инжинирингу; эмоциональная поддержка; др.;
• персонализация учебной деятельности через внедрение индивидуальных образовательных маршрутов: использование цифрового инструментария, функционирующего на базе ИИ-моделей (цифровые платформы с адаптивными заданиями, онлайн-органайзеры, инструменты самопроверки и др.); предоставление обучающемуся выбора уровня сложности, содержания учебных заданий, темпа учебной работы, форм представления результатов; др.;
• развитие у школьников критического мышления, навыков безопасной работы с цифровыми ресурсами, академической этики и ответственности: целенаправленный критический анализ с обучающимися сгенерированного нейросетями контента, алгоритмической предвзятости и «галлюцинирования» ИИ-систем; требование и создание условий этичного использования школьниками ИИ-решений в изучении учебных предметов; др.;
• создание цифровой экосистемы «школа – семья»: разработка школьного кодекса этичного использования ИИ, цифровых ресурсов в целом; организация в школе обучения корректному ответственному использованию цифровых ресурсов (реализация системы внеурочных мероприятий: кейс-стади с разбором реальных цифровых инцидентов, дидактические игры по разрешению различных дилемм в цифровой среде, хакатоны по созданию этичных цифровых решений, экспертные сессии со специалистами и др.); организация тренингов с родителями по воспитанию школьников в условиях цифровой трансформации общества; создание безопасной цифровой среды; др.;
– условия развития у обучающихся способности к самоанализу и оценке учебной деятельности:
• внедрение системы самоконтроля и самоанализа обучающимися своей учебной деятельности: ведение дневников учебной деятельности, оценка предпосылок и последствий своих достижений и неудач в учении; ведение рефлексивных отчетов обращения к генеративным технологиям («Что я сделал самостоятельно при использовании ИИ?», «Что ИИ сделал вместо меня?»); сравнительный анализ результатов выполнения учебных заданий с ИИ и без использования возможностей нейросетей; др.;
• развитие системы обучения школьников самоанализу своей учебной деятельности и использованию генеративных технологий: создание института обучения школьников рефлексии использования ИИ-моделей; развитие системы оценивания одноклассниками самостоятельных и домашних работ обучающихся, потенциально выполненных с привлечением возможностей ИИ-технологий; обсуждение с обучающимися случаев академических нарушений и их последствий для личностного развития; др.
Приведенная система ключевых условий в контексте развития возможностей ИИ, очевидно, может быть дополнена как в требованиях, так и непосредственно в методических приемах их выполнения; условия могут быть уточнены, исходя из возможностей конкретной школы, конкретной образовательной среды.
В своей целостной реализации условия обеспечивают целенаправленное развитие в единстве структурных компонентов рассматриваемого ценностного отношения обучающегося школы, а следовательно, и субъективной позиции школьника к учебной деятельности в целом. Выполнение условий способствует становлению ответственной и мотивированной позиции школьника в учебной деятельности, в обучении, тем самым, позволяя предупредить обозначенные выше возможные угрозы и нивелировать негативные последствия, связанные с некорректным систематическим использованием обучающимся ИИ-технологий.
Заключение
Ценностное отношение обучающегося школы к учебной деятельности в цифровую эпоху взаимосвязано с осознанным критичным этичным использованием им нейросетей. При этом интеграция генеративных технологий в общее образование – процесс, очевидно, невозвратный и прогрессирующий; уже сегодня актуальны исследования, направленные на выявление динамики ценностных ориентаций школьников в условиях интенсивного использования ими ИИ в учебной деятельности.
Формирование у обучающегося данного ценностного отношения в условиях стремительной интеграции ИИ в образование требует пристального внимания и детального анализа как педагогов, так и психологов, социологов, философов. Ключевой принцип воспитания обучающихся в данном контексте – формирование у школьников ответственного осознанного отношения к своей будущей личной, профессиональной и общественной жизни на основе обучения корректному использованию возможностей генеративных технологий ИИ в учебной деятельности.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Пустовойтов В.Н. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 11. С. 273-277;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40595 (дата обращения: 13.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40595



