Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

ПРОАКТИВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗУМНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ

Сунько Т.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Сунько Т.Ю. - разработка концепции, курирование данных, формальный анализ, проведение исследования, разработка методологии, валидация результатов, визуализация, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В статье раскрывается проблема принятия неопределенности студентами бакалавриата и магистратуры (N = 101) в возрасте от 20 до 28 лет (M = 23,1; SD = 2,45) из нормальной выборочной совокупности (A < 1; E < 1). Исследовалось принятие неопределенности как проявление личностного потенциала при отражении смыслового отношения к будущему, регуляции внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности. Цель исследования – установление связей и межгрупповых различий студентов бакалавриата и магистратуры в отношении смыслового проактивного отношения к будущему, внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности. В качестве инструмента исследования использовались шкалы «Проактивные аттитюды» Р. Шварцера, «Шкала академической мотивации», «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, «Шкала психологической разумности» в адаптации М.А. Новиковой и опросник «Толерантность к неопределенности» в модификации Т.В. Корниловой. Результаты демонстрируют положительные связи смыслового проактивного отношения к будущему, внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности. Наибольший вклад в смысловое проактивное отношение к будущему вносят внутренняя мотивация с выраженностью мотивации достижения (p < 0,001) у магистрантов, удовлетворенность жизнью, психологическая разумность в отношении открытости изменениям, толерантность к неопределенности. В исследовании проведен анализ личностного потенциала студентов. Выявлено, что смысловое отношение к будущему, внутренняя мотивация, удовлетворенность жизнью, принятие неопределенности предполагают ответственность у студентов бакалавриата и магистратуры за собственную жизнь. Показанные положительные связи переменных объясняют вклад в смысловое отношение к будущему внутренних мотивов с преобладанием мотивации достижения у магистрантов, принятия неопределенности при решении творческих учебно-профессиональных задач.
проактивное отношение к будущему
внутренняя мотивация
удовлетворенность жизнью
психологическая разумность
толерантность к неопределенности
1. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 86–104. DOI: 10.17759/psyedu.2020120107.
2. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 1. С. 84–96. DOI: 10.17759/chp.2023190111.
3. Бехтер А.А., Филатова О.А. Адаптация шкалы Р. Шварцера «Проактивные аттитюды»: валидизация и психометрическая проверка на выборке российской молодежи // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 1. С. 158–178. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-1-158-178.
4. Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. 2013. № 4. С. 36–47. URL: https://msupsyj.ru/articles/article/4738/ (дата обращения: 12.07.2025).
5. Сунько Т.Ю., Гришель П.В., Лыкова Н.С. Проактивная направленность личности студентов: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13. № 1. С. 46–57. DOI: 10.17759/cpse.2024130103.
6. Бехтер А.А., Ткач Е.Н. Психометрические показатели шкалы «Проактивные аттитюды» в подростковом возрасте: проверка факторной структуры и внутренней согласованности // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13. № 2. С. 186–204. DOI: 10.17759/cpse.2024130211.
7. Руднова Н.А., Гордеева Т.О., Корниенко Д.С., Егоров В.А. Учебная мотивация и отчуждение от учения как предикторы выбора образовательных траекторий // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 3. С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2023280302.
8. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.02.
9. Куфтяк Е.В., Бехтер А.А., Филатова О.А., Газзаева Н.М., Сиукаева Е.Г. Предикторы проактивного преодоления на этапе ранней взрослости: кросс-культурное исследование // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 2. С. 164–191. DOI: 10.17759/cpse.2023120208.
10. Бехтер А.А. Первичная адаптация и валидизация шкалы Р. Шварцера «Проактивные аттитюды» на неклинической выборке: проверка внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 2. С. 213–226. DOI: 10.17759/exppsy.2022150215.
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107. EDN: SJVWLN.
12. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06.
13. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Психологическая разумность в структуре интеллектуально-личностного потенциала // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 95–110. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/article/e76/0d9/4453266/95-110_Novikova_.pdf?ysclid=md4qj dk49r237481163 (дата обращения: 15.07.2025).
14. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 1. № 1. С. 92–110. URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2014_n1/exppsy_2014_n1_68181.pdf (дата обращения: 12.07.2025).
15. Bardi A., Guerra V.M., Ramdeny G.S.D. Openness and ambiguity tolerance: Their differential relationships to well-being in the context of an academic life transition // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47, Is. 3. P. 219–223. DOI: 10.1016/j.paid.2009.03.003.
16. Niazi Y., Javaid F., Gul M. Parental Bonding as a Predictor of Self-Regulation, Proactive Attitude and Academic Performance in University Students // Journal of Education and Social Sciences. 2022. Vol. 10, Is.1. P. 53–65. DOI: 10.20547/jess1012210104.

Введение

Смысловое отношение к будущему, психологическая разумность, толерантность к неопределенности проявляют личностный потенциал [1]. Однако неуверенность в собственных силах, неопределенность будущего могут привести к неудовлетворенности жизнью [2]. Смысловое проактивное отношение как личностный ресурс позволяет регулировать мотивы, руководствоваться оптимистическими ожиданиями, управлять поставленными целями (А.А. Бехтер, О.А. Филатова) [3]. А такие личностные особенности, как психологическая разумность в качестве «субъективной доступности внутренних переживаний» и толерантность к неопределенности как «открытость изменениям», по мнению Т.В. Корниловой, предполагают принятие неопределенности [4]. Смысловое проактивное отношение к будущему, академическая внутренняя мотивация, субъективное благополучие были рассмотрены нами ранее в эмпирическом исследовании, показывающем их взаимосвязи [5]. Вместе с тем изучение соотношения смыслового отношения к будущему, психологической разумности, толерантности к неопределенности представляется важным в практике учебно-воспитательной работы в системе высшего образования.

В проактивном отношении отражается оптимистическое ожидание от будущего с пониманием смысла, мотивов, собственных личностных ресурсов. Смысловое отношение к будущему формируется на общей мотивационной направленности (А.А. Бехтер, Е.Н. Ткач) [6]. Для выстраивания неоднородной внешней мотивации достаточно потребности в автономии при управлении своим поведением и принятие неопределенности. Для регуляции внутренней мотивации необходимо удовлетворение собственных потребностей в познании, достижении, саморазвитии при психологическом благополучии (Н.А. Руднова, Т.О. Гордеева и др.) [7]. Соотношение однородной внутренней мотивации и смыслового отношения к будущему определяет удовлетворенность жизнью с когнитивной и эмоциональной ее оценкой [8].

Заинтересованность в рефлексии психических процессов, открытость новым идеям, направленность к аффективной и интеллектуальной сферам проявляют психологическую разумность как рефлексию поведения, мыслей, чувств, субъективную доступность внутренних переживаний. Связь психологической разумности и толерантности к неопределенности показывает доступность внутреннего опыта, открытость изменениям в себе и вовне (Т.В. Корнилова). Поэтому отражение смыслового отношения к будущему [9], регуляция однородной внутренней мотивации, принятие неопределенности способствуют становлению самопонимания.

Цель исследования – определение связи смыслового отношения к будущему, внутренней мотивации познания, достижения и саморазвития, удовлетворенности жизнью, принятия неопределенности и сравнение переменных в группах студентов бакалавриата и магистратуры.

Материалы и методы исследования

С использованием Google Forms в октябре 2024 г. проведено онлайн-анкетирование 101 студента от 20 до 28 лет ФГБОУ ВО МГППУ (средний возраст = 23,1 год; SD = 2,45), среди которых 98 девушек, 3 юноши. Выборка была сформирована из студентов 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры, половозрастные характеристики которых представлены в табл. 1.

Сравнительный анализ (критерий Стьюдента, p > 0,05) значимых различий выборки по возрасту не выявил (средний возраст девушек = 22,8 лет, стандартное отклонение = 2,63; средний возраст юношей = 22,7 лет, стандартное отклонение = 4,73).

Методы исследования представлены четырьмя шкалами и одним опросником:

− проактивные аттитюды Р. Шварцера с оценкой смыслового отношения к будущему по восьми утверждениям со степенью согласия от 1 – «едва ли это верно» до 4 – «совершенно верно» [10];

− академическая мотивация с оценкой внутренней и внешней мотивации в пределах от 1 – «совсем не соответствует» до 5 – «вполне соответствует» [11];

− удовлетворенность жизнью Э. Динера со степенью согласия от 1 – «полностью не согласен» до 7 – «полностью согласен» [12];

− психологическая разумность с оценкой самопонимания со степенью согласия от 1 – «полностью не согласен» до 4 – «полностью согласен» [13];

− толерантность к неопределенности (модификация Т.В. Корниловой) с оценкой по от 1 – «абсолютно не согласен» до 7 «абсолютно согласен» [14].

Таблица 1

Описание выборки исследования

Направление обучения

Возраст

Выборка

М

SD

Девушки

Юноши

( %)

Магистратура, курс 2

24,9

2,46

44

1

44,6

Бакалавриат, курс 4

21,1

1,27

54

2

55,4

Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.

Методы описательной статистики, анализ связей переменных по критерию Пирсона, оценка равенства средних, анализ различий по t-критерию Стьюдента, размер эффекта d Коэна, регрессионный анализ, анализ модерации осуществлялись программой Jamovi ver. 2.3. К зависимым переменным в исследовании отнесено смысловое отношение к будущему, к независимым переменным – внутренняя мотивация познания, достижения, саморазвития, удовлетворенность жизнью, психологическая разумность, толерантность к неопределенности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ связей переменных по критерию Пирсона демонстрирует от умеренно положительных связей проактивных аттитюдов с удовлетворенностью жизнью, внутренней мотивацией до слабо положительных с психологической разумностью, толерантностью к неопределенности, возрастом. Показатели удовлетворенности жизнью умеренно положительно связаны с внутренней мотивацией. Выделены значимые положительные связи между переменными внутренней мотивации, а также между переменными психологической разумности в отношении открытости изменениям и толерантностью к неопределенности. По переменным внутренней мотивации и толерантности к неопределенности установлены умеренные положительные связи; по внутренней мотивации и психологической разумности в отношении открытости изменениям демонстрируются слабо положительные связи. Внутренняя мотивация прямо положительно связана с возрастом студентов. Результаты корреляционного анализа по критерию Пирсона представлены в табл. 2.

В результате проведения регрессионного анализа подтверждено положительное влияние внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью на проактивные аттитюды, рассмотренное ранее в исследовании о взаимосвязи этих переменных [5]. Сила связи между проактивным аттитюдом, мотивацией познания, саморазвития по анализу модерации определяется внутренней мотивацией достижения: размер эффекта для мотивации достижения β = 0,341 (статистически значимо по показателю: мотивация достижения χ2(1) = 14 (p < 0,001)). При решении творческих учебно-профессиональных задач соотношение между личностными ресурсами при преобладании внутренней мотивации достижения выстраивает управление собственными целями. Наряду с этим, влияние переменных открытости изменениям, толерантности к неопределенности на проактивные аттитюды отражает смысловое отношение к будущему с опорой на интеллектуальную составляющую молодежи. Установленные межгрупповые различия у магистров 44,6 % (45 чел.) и бакалавров 55,4 % (56 чел.) по проактивным аттитюдам, познавательной мотивации, открытости изменениям статистически незначимы.

Таблица 2

Корреляционный анализ Пирсона по переменным шкал проактивных аттитюдов, академической мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности

Переменные

Проактивные аттитюды

Удовлетворенность жизнью

Мотивация познания

Мотивация достижений

Мотивация саморазвития

ПР: открытость изменениям

Удовлетворенность жизнью

0,434***

-

Познавательная мотивация

0,419***

0,481***

Мотивация достижений

0,341***

0,369***

0,816***

Мотивация саморазвития

0,346***

0,476***

0,873***

0,824***

-

ПР: открытость изменениям

0,299**

0,214*

0,262**

0,329***

0,296**

Толерантность к неопределенности

0,263**

0,226*

0,442***

0,554***

0,465***

0,614***

Возраст

0,166

0,257**

0,368***

0,475***

0,381***

0,137

Примечание. *** – p < 0,001, ** – p < 0,01, * – p < 0,05.

Таблица 3

Результаты описательной статистики и сравнение переменных шкал проактивных аттитюдов, академической мотивации, удовлетворенности жизнью, психологической разумности, толерантности к неопределенности

Переменные

Вся выборка

Магистратура, курс 2

Бакалавриат, курс 4

t

p

Размер эффекта

(d Коэна)

М

SD

М

SD

М

SD

     

Проактивные аттитюды

26,4

3,37

26,8

2,65

26,1

3,85

1,05

p > 0,05

0,21

Удовлетворенность жизнью

24,5

6,26

26,4

5,71

23,1

6,33

2,76

p > 0,001

0,55

Познавательная мотивация

16,0

3,56

16,8

3,48

15,3

3,50

2,26

p > 0,05

0,45

Мотивация достижений

14,5

4,12

16,1

3,96

13,3

3,83

3,62

p<0,001

0,72

Мотивация саморазвития

15,5

3,81

16,6

3,45

14,6

3,87

2,69

p > 0,001

0,54

Открытость изменениям

14,2

2,44

14,4

2,44

14,0

2,45

0,86

p > 0,05

0,17

Толерантность к неопределенности

62,6

10,6

58,8

9,40

53,3

8,63

3,07

p > 0,001

0,61

Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.

В среднем не достигают статистической значимости различия по удовлетворенности жизнью t(96) = 2,76; p > 0,001, d = 0,55; мотивации саморазвития t(96) = 2,69; p > 0,001; d = 0,54; толерантности к неопределенности t(96) = 3,07; p > 0,001; d = 0,61. В целом выборка характеризуется как заинтересованная в рефлексии психических процессов с субъективной доступностью внутренних переживаний, необходимых в практике учебно-воспитательной работы. Статистически значимые различия в отношении мотивации достижения у магистров по критерию Стьюдента t(96) = 3,62, p < 0,001, d = 0,72 подтверждаются полученными результатами проведенного исследования по изучению однородности внутренней мотивации у молодежи [5]. Результаты описательной статистики и межгрупповые сравнения переменных представлены в табл. 3.

На сравнении средних значений показаны наименьшие различия по проактивным аттитюдам, мотивации познания, открытости изменениям (p > 0,05). Не достигают статистической значимости различия по удовлетворенности жизнью, мотивации саморазвития и толерантности к неопределенности (p > 0,001). Поэтому для всей выборки характерно руководствоваться оптимистическими ожиданиями, ориентироваться на внутреннюю мотивацию и принимать неопределенность при достижении академических результатов [15]. Значимые различия по мотивации достижения (размер эффекта d Коэна равен 0,72) у магистров подтверждаются анализом по критерию Стьюдента при выборе возраста 25 лет для деления на две группы. Выраженные различия у магистров (p < 0,001) по мотивации достижения объясняются возрастными характеристиками.

Согласно однородности внутренних мотивов значимые умеренные положительные связи внутренней мотивации с толерантностью к неопределенности (r в пределах 0,442 и 0,554), с возрастом (r в пределах 0,368 и 0,475) и слабые положительные связи с открытостью изменениям (r в пределах 0,262 и 0,329) требуют дальнейшего пояснения. У студентов в выборке отмечаем интерес при решении творческих учебно-воспитательных задач, выбор учебных стратегий, проявление когнитивной гибкости и доступности внутреннего опыта, открытость изменениям в себе и вовне (переменные открытости изменениям устанавливают значимую положительную связь с толерантностью к неопределенности (r = 0,614)) [16]. Однако понимание себя и другого может базироваться при этом и на интуиции, и на стратегиях целеполагания, и на разных позициях и представлениях о потребностях в познании, достижении, саморазвитии.

Вместе с тем результаты проведенного исследования свидетельствуют о силе связи проактивных аттитюдов, внутренней мотивации в зависимости от показателей мотивации достижения. Вклад в проактивное отношение вносят внутренняя мотивация познания (R2 = 0,175), мотивация достижения (R2 = 0,175), мотивация саморазвития (R2 = 0,177), удовлетворенность жизнью (R2 = 0,284), открытость изменениям (R2 = 0,218), толерантность к неопределенности (R2 = 0,219). Наряду с этим, полученные на выборке студентов (N = 101) результаты представляются недостаточно надежными, поскольку в дальнейшей перспективе исследования возможно использование различных оценочных шкал, возрастных, профессиональных и социальных групп для подтверждения цели исследования о связи смыслового отношения к будущему, однородной внутренней мотивации, удовлетворенности жизнью, принятия неопределенности при самопонимании.

Заключение

При отражении смыслового отношения к будущему внутренние мотивы, удовлетворенность жизнью, открытость изменениям, толерантность к неопределенности являются, на основании сделанных выводов, проявлением личностного потенциала молодежи. Преобладание внутренней мотивации достижения у магистров позволяет рассматривать смысловое отношение к будущему неразрывно с академическими достижениями и принятием неопределенности. Связь проактивного отношения, внутренней мотивации, открытости изменениям, толерантности к неопределенности показывает становление самопонимания в процессе учебно-воспитательной работы в системе высшего образования.

В исследовании показано, что студентов в возрасте от 20 до 28 лет отличают оптимистические ожидания, регуляция и преобладание внутренних мотивов, принятие неопределенности. Вместе с тем выявленные межгрупповые различия у магистрантов 2-го курса определяются в отношении выраженности внутренних мотивов достижения, что находит отражение во вкладе внутренней мотивации в смысловую проактивную установку на будущее в совокупности с принятием неопределенности и академическими достижениями при решении творческих учебно-профессиональных задач в вузе.


Конфликт интересов
Я, Сунько Татьяна Юрьевна, заявляю об отсутствии конфликта интересов.

Благодарности
-

Финансирование
-

Библиографическая ссылка

Сунько Т.Ю. ПРОАКТИВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗУМНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 267-271;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40518 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40518