Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дзидзоева С.М. 1 Токаева А.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
Дзидзоева С.М. - написание черновика рукописи
Токаева А.Б. - написание рукописи – рецензирование и редактирование
Целью настоящей статьи является комплексное исследование текущего состояния системы профессиональной подготовки специалистов по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста в условиях высших учебных заведений и выявление перспектив развития. Данная задача направлена на повышение качества предоставляемых услуг, что, в свою очередь, способствует улучшению демографической ситуации и экономическому развитию Российской Федерации. В рамках анализа будут рассмотрены особенности специальной подготовки специалистов, реализующих данные услуги, а также специфика и эффективность практик их оказания в различных организационных формах, включая образовательные и негосударственные учреждения, а также взаимодействие с социальными и правовыми структурами. Суть рассматриваемой проблемы заключается в необходимости совершенствования качества услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста как ключевого фактора демографической и экономической динамики страны. Современное общество предъявляет повышенные требования к квалификации специалистов, способных эффективно работать с детьми раннего и дошкольного возраста в условиях быстро меняющегося образовательного и социокультурного пространства. В условиях растущей потребности в квалифицированных кадрах, обладающих специализированными знаниями и навыками, а также в условиях изменяющихся социально-экономических реалий данная проблема приобретает особую актуальность.
уход и присмотр
дети раннего и дошкольного возраста
качество оказания услуг
профессиональная подготовка
переподготовка кадров
1. Чумичева Р.М Антропологический кризис – вызов для системы дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2025. № 1. С. 3-11. DOI: 10.47639/2223-7003_2025_01_3.
2. Мурзакова О.Г. Профессиональная подготовка студентов системы среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 «коррекционная педагогика в начальном образовании»: вхождение в профессию и оценка качества подготовки (из опыта работы) // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса: Сборник материалов Национальной научно-практической конференции с международным участием, Невинномысск, 11–18 ноября 2024 года. Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2024. С. 144-148. EDN: IEFAGC.
3. Белогуров А.Ю., Марушина М.К. Классификация корпоративных программ обучения руководителей и развиваемые в них кластеры компетенций // Kant. 2020. № 2 (35). С. 189-195. DOI: 1024923|2222-243X.2020-35.39.
4. Агатова О.А. Обновление содержания образования на основе анализа данных научно-технологического развития:программа и методики // Мир образования – образование в мире. 2022. № 1 (85). С. 21-36. DOI: 10.51944/20738536_2022_1_21.
5. Ленчина М.Р., Киргуева Ф.Х. Речевая и ИКТ-компетентность педагога как инструмент повышения качества дистанционного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2022. № 2. С. 70-76. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-2-70-76.
6. Дзидзоева С.М., Макоева А.Г., Будаева Ф.З. Организация сотрудничества ДОО с родителями по проблеме здоровье формирующей атмосферы в период адаптации детей раннего дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-1. С. 26-31. DOI: 10.18411/lj-31-01-2018-09.
7. Фиофанова О.А. Основанная на данных педагогика – стратегическое направление педагогического образования: компетенции анализа образовательных данных в профессиональных и образовательных стандартах Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 9. С. 155-166. DOI: 10.18522/2658-6983-2020-09-155-166.
8. Огоев А.У., Хаблиева С.Р. Цифровая трансформация образования: перспективы и новые возможности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2023. № 1. С. 117-123. DOI: 10.29025/1994-7720-2023-1-117-123.
9. Платохина Н.А., Дзидзоева С.М. К вопросу повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. материалы 10-й Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Казань, 12 мая 2016 года. Том 2. Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 426-431. 2016. С. 426-431. EDN: WHNRQT.
10. Духанина Л.Н. Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики // Современное дошкольное образование. 2024. № 6 (126). С. 34-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-rynka-truda-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-instrument-prognozirovaniya-i-sovershenstvovaniya-kadrovoy-politiki (дата обращения: 27.08.2025). DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47.
11. Локосов В.В., Рыбальченко С.И., Каткова И.П. Демографический и трудовой потенциал России в контексте целей устойчивого развития // Народонаселение. 2017. № 4 (78). С. 19-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskiy-i-trudovoy-potentsial-rossii-v-kontekste-tseley-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 27.07.2025). DOI: 10.26653/1561-7785-2017-4-2.
12. Токаева А.Б., Токаева Б.Б. Организация социального обслуживания в РФ: монография. Владикавказ: СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2021. 164 с. ISBN: 978-5-00081-389-8.
13. Зотова И.В., Абдурахманова Э.А. Организационно-управленческие условия повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 132-135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-upravlencheskie-usloviya-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 27.07.2025).
14. Kulikovskaya I., Chumicheva R., Kudinov L., Guryeva M. Assessing preschool education quality via the ecers-r scales // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 24–26 февраля 2021 года. Vol. 273. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. DOI: 10.1051/e3sconf/202127312085.
15. Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке // Современное дошкольное образование. 2023. № 2 (116). С. 16-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-doshkolnogo-obrazovaniya-v-xxi-veke (дата обращения: 16.09.2025). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33.

Введение

Современный быстрый ритм жизни предъявляет новые требования: технологии быстро развиваются и трансформируются, устоявшиеся многовековые традиции уходят в прошлое, а влияние гаджетов меняет психологию человека и существенно отражается на его образе жизни. Сегодняшние дети значительно отличаются от тех, кто рос 15–25 лет назад. Воспитание подрастающего поколения – это важная и сложная задача, решение которой напрямую связано с реалиями современного мира. Безусловно, дошкольный этап является ключевым этапом в развитии ребёнка. В этот период формируются основные черты личности, а также закладываются основы для последующего физического и психического роста и здоровья, и если игнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Рассмотрим присмотр и уход за детьми как деятельность, которую на сегодняшний день осуществляют многочисленные частные и семейные детские сады, детские центры, центры развития и другие учреждения, а также няни, к которым предъявляются требования, направленные на обеспечение безопасности, здоровья и благополучия малышей, а также на создание условий для их полноценного физического, эмоционального и социального развития, воспитания. Это деятельность, требующая высокой квалификации, внимательности и чуткости со стороны специалистов, которые должны не только заботиться о детях, но и активно способствовать их обучению и социализации через игры, общение и различные образовательные активности. Рассматриваются возможности антропологического подхода для выхода из сложившегося кризиса в образовании для трансформации дошкольного образования на основе интеграции традиционных отечественных ценностей в образовательный процесс дошкольной организации [1]. Таким образом, данное исследование направлено на формирование научно обоснованных предложений по модернизации и развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста, а также повышению демографической стабильности в Российской Федерации.

Цель данного исследования – выявление современного состояния и перспектив развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Материал и методы исследования

Исследование было осуществлено посредством теоретического анализа научно-методической литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, федеральных государственных образовательных стандартов, изучения лучших практик в Российской Федерации, выявления методического обеспечения, правового регулирования, оценки качества квалификаций по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста в различных типах образовательных организаций, частных организациях, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми гражданами.

Результаты исследования и их обсуждение

Актуальность рассмотрения профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста в современных условиях заключается в необходимости обеспечения высокого качества ухода и воспитания, что напрямую влияет на всестороннее развитие ребёнка, его здоровье, безопасность и формирование базовых социальных и коммуникативных навыков. Данная задача является критически важной в контексте улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, поскольку эффективное функционирование данной системы напрямую влияет на качество жизни детей и их родителей, а также на общую демографическую устойчивость государства[1],[2]. В Российской Федерации достаточно много организаций разных видов и форм собственности (у которых имеется лицензия на реализацию программ профессионального образования), предлагающих и осуществляющих подготовку, профессиональную подготовку младшего воспитателя, помощника воспитателя. Формы обучения предлагаются различные: очная, очно-заочная, заочная, дистанционная, смешанный формат [2]. Идеи о значимости и необходимости подготовки кадров по уходу и присмотру необходимо также начинать с изучения особенностей создания условий и организации деятельности по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, учитывая преемственность результатов освоения программы дошкольного и начального образования [3].

В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми раннего возраста в России предоставляются в основном в системе дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций[3].

Профессиональная подготовка таких специалистов способствует развитию компетенций, необходимых для создания благоприятной развивающей среды, поддержки индивидуальных потребностей детей и взаимодействия с семьями, что в конечном итоге способствует успешной социализации и гармоничному развитию ребёнка [4].

Ключевые компоненты современного состояния подготовки специалистов для оказания услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста определяются в следующих направлениях: развитие профессиональных компетенций, включающих знания в области психологии, педагогики и медицины; формирование практических навыков организации безопасной и развивающей среды; освоение методов индивидуального подхода к детям с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; а также повышение коммуникативных умений для эффективного взаимодействия с семьями и коллегами. Кроме того, важное значение имеет постоянное обновление образовательных программ (а также дистанционной формы обучения) с учётом современных научных исследований и нормативных требований, что обеспечивает актуальность и качество подготовки специалистов. Анализ и оценка качества предоставляемых услуг по уходу и присмотру за детьми раннего и дошкольного возраста указывают на необходимость внедрения систематического мониторинга и контроля, направленных на обеспечение соответствия стандартам безопасности, гигиены и педагогического сопровождения [5]. Это требует разработки и применения объективных критериев оценки, повышения квалификации специалистов, а также активного взаимодействия с семьями детей для учёта их потребностей и ожиданий.

Одним из важнейших компонентов системы дошкольного образования и воспитания, обеспечивающим создание безопасной, комфортной и развивающей среды, способствующей гармоничному физическому, эмоциональному и социальному развитию ребёнка, является уход и присмотр за детьми раннего и дошкольного возраста, который представляет собой комплексную и ответственную деятельность в связи с требованиями обеспечения безопасности, здоровья и всестороннего развития ребёнка, а также соблюдения современных нормативных и профессиональных стандартов [4]. Эти требования обусловливают необходимость высокого уровня квалификации специалистов, владения актуальными методиками воспитания и ухода, а также умения создавать благоприятную развивающую среду, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребёнка[5].

Следует рассматривать педагогический аспект профессиональной подготовки кадров по уходу и присмотру детей раннего и дошкольного возраста как аспект, включающий формирование у специалистов глубоких знаний в области детской психологии, возрастной физиологии и методик развития, а также развивать умения создавать развивающую и поддерживающую среду, способствующую всестороннему развитию ребёнка [6]. Этот аспект предполагает овладение эффективными педагогическими технологиями, навыками индивидуального подхода и коммуникативными компетенциями, необходимыми для взаимодействия с детьми и их семьями, что обеспечивает качество ухода и способствует успешной социализации малышей.

Отсутствуют статистические данные об уровне образования вспомогательного персонала (младший воспитатель, помощник воспитателя). В дошкольных образовательных организациях и центрах развития детей на должности младшего воспитателя работают люди, имеющие образование, не связанное с педагогической деятельностью, или имеющие только образование среднее общее полное. Это связано с тем, что профессиональные стандарты по должностям служащих «Младший воспитатель» и «Помощник воспитателя» отсутствуют. При приёме на работу кандидата на должность младшего воспитателя или помощника воспитателя администрация вынуждена присваивать тарифные разряды работникам с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, где четко обозначены требования к уровню образования, а также обозначены области при выполнении должностных обязанностей. Экспертное сообщество, занимающееся вопросами нормативно-правового регулирования в сфере дошкольного образования, как правило, акцентирует внимание на необходимости унификации законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми. В частности, важны разработки и утверждения единых стандартов и требований, которые должны применяться к субъектам, осуществляющим деятельность по дневному уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Методологическое осмысление и систематизация имеющихся практик ухода и присмотра за детьми раннего и дошкольного возраста выступают в качестве стратегически значимого вектора развития образовательной системы, направленного на обеспечение высокого уровня качества услуг и профессионализма специалистов в данной сфере. Стандартные формы и методы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области ухода и присмотра за детьми раннего и дошкольного возраста требуют переосмысления и интеграции с инновационными подходами. В достижении данной цели особое место отводится проблеме и перспективам реализации программ профессионального обучения «Младший воспитатель», «Помощник воспитателя». По данным Росстата, в дошкольных образовательных организациях на должности воспитателя работают люди, имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование. В отсутствие профессионального стандарта для разработки актуальных программ дополнительного профессионального образования необходимы компетентностные модели, разработанные совместно с потенциальными работодателями и зафиксированные в протоколах форсайт-сессий [7]. Доступность и качество образования обеспечивается за счет использования потенциала цифровых технологий и сервисов [8].

Сегодня, сталкиваясь с проблемой нехватки вспомогательного персонала в дошкольных образовательных организациях, организациях ухода, присмотра и центрах раннего развития, администрация принимает лица на должности младшего воспитателя и помощника воспитателя, которые согласны выполнять данный вид работы за маленькую оплату труда и думают, что в присмотре за детьми нет ничего сложного [9]. «Воспитатель это делает каждый день, и я справлюсь», – так думает младший воспитатель или помощник воспитателя. Но проблема в том, что младший воспитатель не владеет методиками и не имеет основ педагогических, психологических знаний.

Мониторинг в 2024 г. в сфере дошкольного образования проводился в целях исследования изменений в квалификационной структуре рынка труда с постановкой следующих задач: анализ жизненного цикла квалификаций; анализ уровня функциональной загруженности педагогических работников дошкольного образования; выявление дублирующих, избыточных или отсутствующих, но необходимых трудовых функций; выявление текущих и перспективных потребностей в работниках [10].

С 2023 г. акцентируется внимание на развитии вариативной системы услуг по присмотру и уходу за детьми, обозначая данное направление как фактор демографического и экономического развития Российской Федерации [11]. Например, следует обратить внимание на опыт внедрения программы государственной поддержки семей с детьми «Сертификат дошкольного образования» Республики Башкортостан. Напомним, что в течение двух лет в Республике Башкортостан работает проект «Сертификат дошкольного образования» (в гг. Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, всего выдано 2000 сертификатов). Можно также ознакомиться с опытом эффективной практики работы детской игровой комнаты дневного пребывания на площадке ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополя. В Северной Осетии – Алании на базе организаций различных форм собственности (ЧУ ЦДО «Абвгдейка», ГБДОУ «Детский сад «Солнышко» и др.) разработаны региональные образовательные программы для нянь и работников по уходу за детьми раннего и дошкольного возраста для повышения уровня квалификации работников в сфере присмотра и ухода за детьми. Такие формы работы позволяют эффективней развивать системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.

Социальное предпринимательство в сфере присмотра и ухода за детьми характеризуется наличием как существенных возможностей, так и значительных барьеров. Данный феномен требует комплексного анализа с точки зрения экономических, социальных и институциональных факторов, влияющих на его развитие и функционирование [12, c. 76]. Изучив образовательные практики по РФ, в том числе и по РСО – Алания, мы пришли к выводу, что необходимо разработать ряд рекомендаций. Создание организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях предполагает разработку специальной методики, в основу которой положены традиционные и инновационные активные формы [13]. Работникам по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста, а также с ограниченными возможностями здоровья в городской и сельской местности, необходимо обратить внимание на регулярное пополнение банка методических разработок. Также необходимо создание региональных научно-учебно-методических центров, на базе которых возможно оказание услуг по повышению квалификации специалистов по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях. Приоритет в проблеме подготовки кадров по уходу и присмотру подтверждается возрастающей потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных обеспечить комплексный подход к развитию и безопасности детей раннего и дошкольного возраста, а также необходимостью соответствия современным образовательным и санитарно-гигиеническим стандартам, что напрямую влияет на качество предоставляемых услуг и благополучие ребёнка [14]. Эти положения указывают на требования к доступности и к качеству образования. Воспитание и образование детей младшего возраста – это лучшие инвестиции для любого правительства [15].

Заключение

В исследовании был проведен анализ текущего состояния подготовки и переподготовки кадров в данной области, выявлены существующие проблемы и барьеры, а также разработаны рекомендации по их преодолению. Также рекомендуем следующие направления для комплексного решения проблемы перспективы развития системы подготовки и переподготовки: разработать методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных организаций, частных организаций, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, родителей (законных представителей); организовать проведение межведомственных конференций и семинаров, форумов по актуальным вопросам качества организации присмотра и ухода; создать систему профессиональных стажировочных площадок как эффективного инструмента образовательной платформы для повышения квалификации специалистов по вопросам организации присмотра и ухода за детьми раннего и дошкольного возраста и т.д.

[1] Паспорт Национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)). URL: https://base.garant.ru/72158122/ (дата обращения: 15.05.2025).

[2] Письмо Министерства образования и науки от 05.08.2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми». URL: https://base.garant.ru/70488792/ (дата обращения: 15.05.2025).

[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2025).

[4] Приказ Минтруда России от 5 декабря 2018 года № 769н «Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)»».

[5] Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 (в ред. от 01.12.2022) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».


Конфликт интересов
Исследование предполагает комплексный анализ текущего состояния системы профессиональной подготовки специалистов в данной области, выявление существующих проблем и барьеров, а также разработку рекомендаций по их преодолению. Особое внимание будет уделено изучению всероссийского опыта в данной сфере, что позволит интегрировать передовые практики и методики в отечественную систему образования. Данная цель является критически важной в контексте улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, поскольку эффективное функционирование данной системы напрямую влияет на качество жизни детей и их родителей, а также на общую демографическую устойчивость государства

Библиографическая ссылка

Дзидзоева С.М., Токаева А.Б. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 219-223;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40510 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40510