Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ИT-КОМПАНИЙ

Ромашкова О.Н. 1 Мухаммад Д.И. 2
1 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
2 Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Мухаммад Д.И. - разработка концепции, формальный анализ, проведение исследования, разработка методологии, валидация результатов
Ромашкова О.Н. - разработка концепции, формальный анализ, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, валидация результатов
Успешная реализация проектов в сфере информационных технологий невозможна без высококвалифицированных специалистов, обладающих не только техническими знаниями, но и способностью адаптироваться к быстро меняющейся среде, новым инструментам и методологиям. Однако развитие профессиональных компетенций в ИТ-сфере сопряжено с рядом сложностей, которые делают необходимым переход от спонтанного, ситуативного подхода к обучению к системному управлению развитием профессиональных компетенций, основанному на стратегических целях компании, анализе текущих потребностей и применении современных инструментов управления знаниями и персоналом. Целью исследования является формализация процессов управления развитием профессиональных компетенций специалистов в ИT-компании с применением инструментов моделирования бизнес-процессов и разработка предложений по созданию эффективной системы управления компетенциями, способной адаптироваться к стратегическим целям ИТ-компании, специфике проектов и индивидуальным особенностям ее сотрудников. В качестве методологической базы исследования применялось сочетание системного и процессного подходов, которое позволяет сформировать непрерывный, гибкий и эффективный цикл развития профессиональных компетенций, содействующий оперативному реагированию ИТ-компаний на изменения технологий, рынка и внутренних потребностей. В статье на основе выявления ограничений существующих подходов к управлению развитием профессиональных компетенций сотрудников ИT-компаний обоснован переход к более системному и персонализированному подходу с учетом современных методов управления знаниями, аналитики данных и стратегического планирования развития человеческого капитала. Разработана функциональная модель, системно описывающая процессы управления развитием ИТ-компетенций в рамках процессного подхода с помощью входных и выходных параметров, ответственных лиц, а также информационных потоков, что позволяет организовать непрерывный цикл профессионального роста ИТ-специалистов и перевести его из сферы интуитивных решений в область управляемых и измеримых процессов. Разработана архитектура системы управления профессиональными компетенциями, которая может быть успешно внедрена в организационные системы российских ИT-компаний как часть стратегии цифровизации и автоматизации HR-процессов и управления кадровым потенциалом.
ИT-компания
профессиональная компетенция
организационная система
управление развитием компетенций
процессный подход
системный подход
моделирование бизнес-процессов
1. Демура Н.А., Пензев Н.А. Современные проблемы российского IT-сектора // Энергосберегающие технологические комплексы и оборудование для производства строительных материалов: межвузовский сборник статей. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2023. С. 142-148.
2. Климова Ю.О. Анализ соответствия уровня компетенций выпускников ИТ-специальностей требованиям работодателей // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9, № 1. С. 1-5. EDN VZKEYP. DOI: 10.15838/tdi.2021.1.56.5.
3. Мухаметшина Ф.А., Сафаров И.М. Развитие компетенций ИТ-специалистов в условиях перехода к цифровой экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1. № 4 (145). С. 214-219. EDN GFLRFM. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.01.028.
4. Швыряев П.С. Кадровая обеспеченность в сфере информационных технологий в России: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 97. С. 231-240. EDN KNEPLH. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-97-231-240.
5. Нефедов И.Ю. Применение процессного подхода в управлении промышленными предприятиями // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. №2 (46). С. 412-418. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-protsessnogo-podhoda-v-upravlenii-promyshlennymi-predpriyatiyami (дата обращения: 18.06.2025). EDN: WUJXCL.
6. Иванов В.Г. Системный подход к подготовке компетентных специалистов в условиях взаимодействия образовательной организации и производства // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. № 2. С. 101-109. EDN: XQJRWP. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-101-109.
7. Шинкевич А.И., Зимина М.В. Особенности реализации процессного подхода в управлении предприятием в условиях Индустрии 4.0 // Известия Самарского научного центра РАН. 2023. №2 (112). С. 51-60. EDN DUMGWT. DOI: 10.37313/1990-5378-2023-25-2-51-60.
8. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. М.: ИНФРА-М, 2024. 156 с. URL: https://znanium.ru/catalog/product/2106198 (дата обращения: 20.06.2025). ISBN 978-5-16-009530-1.
9. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник ГУУ. 2019. № 1. С. 14-21. EDN: YZESKL. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-1-14-21.
10. Каленова А.Г. Модернизация системы управления персоналом организации с использованием новых информационных технологий в условиях цифровизации на основе совершенствования профессиональных компетенций персонала // УПИРР. 2022. № 3. С. 49-54. DOI: 10 .12737/2305-7807-2022-11-3-49-54.
11. Бакунович М.Ф., Станкевич Н.Л. Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IT-специалистов // Интеграция образования. 2018. № 22 (4). С. 681-695. EDN: YPUNBJ. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.681-695.
12. Карпов А.В., Карпов А.А., Присяжнюк С.О. Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы // Национальный психологический журнал. 2024. № 19 (4). С. 201-214. EDN: GBJITQ. DOI: 10.11621/npj.2024.0414.
13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/ (дата обращения: 21.06.2025).
14. Более 80% российских компаний проводят оценку эффективности сотрудников. Газета «Известия». URL: https://iz.ru/1651283/2024-02-19/bolee-80-rossiiskikh-kompanii-provodiat-otcenku-effektivnosti-sotrudnikov (дата обращения: 21.06.2025).
15. Отчет Gallup за 2024 год: 77% сотрудников не вовлечены в работу. Факультет роста. URL: https://thegrowthfaculty.com/articles/Study-shows-employees-disengaged-at-work (дата обращения: 21.06.2025).
16. 23 навыка будущего – Важные навыки для рабочих мест 21-го века. MoreThanDigital. URL: https://morethandigital.info/ru/23-navyka-budushhego-vazhnye-navyki-dlja-rabochih-mest-21-go-veka/ (дата обращения: 22.06.2025).
17. Отчет о будущем рабочих мест 2025 от Всемирного экономического форума. URL: https://takeoffer.ru/blog/tpost/y9r2p38u71-otchet-o-buduschem-rabochih-mest-2025-ot (дата обращения: 22.06.2025).
18. Тренды EdTech-рынка 2023: преодоление новых вызовов как путь к развитию. Эквио. URL: https://e-queo.com/blog/expertnie-stati/trendy-edtech-rynka-2023/ (дата обращения: 22.06.2025).
19. Кауфман Н.Ю., Зеленцова С.Ю. Взаимодействие HR Tech и обучения персонала // Вестник ГУУ. 2022. № 6. С. 23-30. EDN: ENVXBO. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-6-23-30.
20. Климова Ю.О. Компетенции ИТ-специалистов в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник ЧелГУ. 2020. № 10 (444). С. 10-20. EDN: FHTTLL. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-11002.

Введение

В условиях стремительного развития информационных технологий и постоянного усложнения ИT-продуктов и сервисов управление развитием профессиональных компетенций специалистов становится ключевым фактором устойчивого роста и конкурентоспособности современных ИT-компаний. В динамичной ИТ-среде знания и навыки специалистов быстро устаревают, а способность компании адаптироваться к новым технологическим вызовам напрямую зависит от эффективности внутренних процессов обучения, оценки и развития кадрового потенциала. Однако формирование и развитие профессиональных компетенций представляет собой сложную организационную систему, для эффективного функционирования и управления которой требуются четко построенная организационная структура и отлаженный организационный механизм в виде взаимосвязи последовательных бизнес-процессов. Стоит отметить, что в настоящее время на практике многие компании сталкиваются с проблемами несоответствия уровня квалификации сотрудников требованиям проектов, недостаточной персонализацией обучения, отсутствием единой системы управления развитием кадрового потенциала.

В современных научных исследованиях также изучаются проблемы, которые сопровождают руководителей ИТ-компаний в рамках бизнес-процессов повышения квалификации специалистов. В данном аспекте стоит отметить работы Демура Н.А. [1], Климова Ю.О. [2]. Также стоит выделить работы Мухаметшина Ф.А. [3], Швыряева П.С. [4] по данной теме.

Исходя из этого, актуальным научным направлением становится разработка моделей управления развитием профессиональных компетенций специалистов в организационных системах ИT-компаний, которые позволят унифицировать подходы к оценке и развитию квалификации, автоматизировать диагностику дефицита компетенций и формирование индивидуальных планов развития, поддерживать непрерывное профессиональное развитие в соответствии с изменяющимися потребностями рынка.

Целью исследования является формализация процессов управления развитием профессиональных компетенций специалистов в ИT-компании с применением инструментов моделирования бизнес-процессов и разработка предложений по созданию эффективной системы управления компетенциями, способной адаптироваться к стратегическим целям ИТ-компании, специфике проектов и индивидуальным особенностям ее сотрудников.

Достижение главной цели исследования потребовало решения следующих задач:

− определение понятия и структуры профессиональных компетенций в ИТ-сфере;

− выявление проблем и ограничений существующих подходов к управлению развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний;

− разработка функциональной модели процессов управления развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний, описывающей последовательность действий, входные и выходные параметры процессов, информационные потоки и их взаимосвязь;

− построение архитектуры организационной системы управления компетенциями, обеспечивающей эффективное развитие профессиональных навыков и соответствие требованиям в ИТ-компаниях.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы применялись следующие подходы к управлению организационными системами: системный подход – для исследования управления развитием профессиональных компетенций как целостной системы, выявления структурных элементов и связей между ними; процессный подход – для исследования взаимосвязей и взаимозависимостей между процессами организационной системы в целях повышения ее эффективности. Важно отметить, что системный и процессный подходы находят широкое применение при анализе и оценке компетентности специалистов, особенно в высокотехнологичных сферах [5-7], что даёт возможность персонифицировать развитие компетенций, учитывая индивидуальные качества специалистов, их потенциал и интересы. Последнее особенно актуально для ИТ-сферы, где важна не только техническая квалификация, но и мотивация, креативность и способность к адаптации. В целом, сочетание системного и процессного подходов дает возможность выявить слабые места в существующих практиках и повысить общую эффективность процессов развития персонала.

Для достижения цели исследования в работе широко применялись методы анализа. Так, теоретическая база исследования сформирована на основе результатов анализа научной и специальной литературы, которые позволили определить понятие профессиональной компетенции в ИТ-сфере и систематизировать существующие подходы к управлению развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний, выявить их проблемы и ограничения.

Анализ основных процессов управления развитием профессиональных компетенций и интерпретация последних как системы позволили выявить ключевые взаимосвязи между процессами, определить их входные и выходные параметры, ответственных исполнителей, источники и получателей информации, характер информационных потоков.

Для формализации процессов управления развитием профессиональных компетенций в ИT-компаниях применялись инструменты моделирования бизнес-процессов. В частности, разработана функциональная модель, системно описывающая процессы управления развитием ИТ-компетенций в рамках процессного подхода. Каждый процесс характеризуется входными и выходными параметрами, ответственными ролями, а также взаимосвязями и последовательностью выполнения, что позволяет организовать непрерывный цикл профессионального роста ИТ-специалистов и перевести его из сферы интуитивных решений в область управляемых и измеримых процессов.

Кроме того, построена архитектура организационной системы, обеспечивающая эффективное управление развитием профессиональных навыков и их соответствие требованиям в ИТ-компаниях. Данная архитектура визуализирована с помощью диаграммы компонентов, которая была разработана в нотации UML.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках решения задач исследования в первую очередь необходимо уточнить терминологию, касающуюся процессов управления компетенциями специалистов. В современной научной литературе применяются следующие подходы к трактовке понятия «компетенция»:

− поведенческий – раскрывает сущность компетенции через описание поведения специалиста, которое он демонстрирует для достижения высоких результатов в деятельности;

− функциональный – объясняет компетенцию через описание поставленных перед специалистом задач и ожидаемых результатов его работы [8, с. 9].

При этом наиболее распространенным является поведенческий подход, в соответствии с которым «каждая компетенция является набором поведенческих индикаторов» [9, с. 15]. В данном контексте компетенции характеризуются как личные качества специалиста, необходимые ему для успешного исполнения обязанностей на определенной должности и проявляющиеся в конкретных действиях, которые в процессе наблюдения можно определенным образом оценить.

Следует отметить, что в современной литературе подчеркивается важность именно профессиональных компетенций при осуществлении деятельности «в условиях системной модернизации организации» [10, с. 50]. Профессиональная компетенция позиционируется как совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта, необходимых специалисту для эффективного выполнения профессиональных задач и достижения высоких результатов в своей области. Для ИТ-сферы профессиональные компетенции необходимо рассматривать с позиции не только технических, или «жестких» (hard skills), но и поведенческих, или «мягких» (soft skills), навыков работы [11]. «Жесткие» компетенции – это конкретные технические и профессиональные знания, которые можно измерить и представить в формальном виде. К «мягким» компетенциям относятся личностные качества, коммуникативные и поведенческие навыки, важные для успешного взаимодействия в команде и организации. Причем поведенческим навыкам постепенно отводится главенствующая роль в обеспечении эффективности профессиональной деятельности [12, с. 203].

В современной ИТ-сфере, которая отличается специфическими особенностями оценки профессиональных компетенций ИT-специалистов (быстрое устаревание ИT-технологий, зависимость от методологии разработки ИT-продукта или услуги, влияние корпоративных стандартов, специфика ИT-проектов, сложность визуального контроля качества работы ИT-специалиста), эффективное управление развитием компетенций становится важнейшим фактором устойчивости, инновационности и конкурентоспособности компании.

Управление развитием профессиональных компетенций можно охарактеризовать как комплексный процесс, включающий планирование, организацию, реализацию и оценку мероприятий, направленных на повышение квалификации, развитие знаний, навыков и личностных качеств для достижения целей как отдельного специалиста, так и всей компании. Стейкхолдерами данной организационной системы выступают: непосредственно служба управления персоналом (HR-служба) компании как организатор и координатор процессов; руководители проектов, предоставляющие информацию о потребностях в компетенциях; специалисты как ключевые участники процессов; образовательные организации-партнеры, которыми могут выступать внешние тренеры, онлайн-платформы.

В современных условиях, несмотря на высокую значимость развития профессиональных компетенций в условиях быстро меняющейся ИT-среды, большинство компаний сталкиваются с рядом проблем и ограничений при реализации соответствующих процессов, которые могут быть связаны как с недостатками в стратегическом управлении компанией, так и с особенностями отрасли и организационной культуры. К наиболее значимым проблемам и ограничениям относятся:

1. Отсутствие системного подхода к развитию компетенций, что приводит к фрагментарности процессов, снижению эффективности затрат на обучение и устойчивого роста квалификации. Без системного подхода невозможно выстроить обратную связь между результатами развития компетенций и бизнес-показателями, что противоречит принципам процессного управления по ГОСТ Р ИСО 9001–2015 [13].

2. Недостаточная диагностика и оценка компетенций. Так, согласно проведенным исследованиям [14], среди тех компаний, где проводится оценка компетенций сотрудников, только 26% проводят ее ежемесячно, 13% – один раз в год. 41% компаний проводят оценку эффективности сотрудников по мере необходимости. Примечательно, что 40% компаний, которые не проводят оценку компетенций сотрудников, отмечают, что у них нет такой необходимости.

3. Снижение мотивации сотрудников к профессиональному развитию. Исследования показали, что «в 2024 году только 23% сотрудников в мире считают себя вовлеченными на рабочем месте. Большинство же сотрудников либо негативно относятся к своей работе, либо делают лишь самый минимум, практически не испытывая эмоциональной привязанности к компании» [15].

4. Быстрое устаревание навыков и технологий. Согласно данным отчета Всемирного экономического форума, «средний период полураспада навыков составляет 6 лет, а к 2030 году он сократится до 2,5 лет» [16]. Ожидается, что «39% существующих навыков работников станут устаревшими или изменятся к 2030 году. Компании будут стремиться к масштабной переквалификации сотрудников, чтобы удовлетворить новые требования» [17].

5. Ограничения в цифровизации процессов обучения. Так, внутренние процессы обучения часто остаются традиционными и мало автоматизированными, отсутствуют персонализированные траектории обучения и полноценная аналитика данных об обучении и его эффективности. Недавнее исследование показало, что полная смена комплекса задач специалистов по обучению произошла всего у 12% компаний, использующих LMS (Learning Management System) для обучения сотрудников. А 51% российских компаний вообще не используют LMS. 35% компаний обрабатывают данные результатов обучения вручную, но хотели бы автоматизировать этот процесс [18].

Для преодоления перечисленных проблем необходим переход к более системному, технологичному и персонализированному подходу, основанному на современных методах управления знаниями, аналитики данных и стратегического планирования развития человеческого капитала. Такой подход находит отражение в рамках реализации совокупности последовательных процессов управления развитием профессиональных компетенций как управления в организационной системе, а именно: планирование развития компетенций; организация и проведение мероприятий в области развития компетенций; оценка эффективности мероприятий; усовершенствование профессиональных компетенций. Указанные процессы формируют полный цикл управления в организационной системе, представленный на рисунке 1: от выявления текущего уровня знаний, навыков и поведенческих характеристик ИТ-специалистов до стимулирования их постоянного саморазвития как части корпоративной культуры, обеспечивая непрерывное совершенствование профессиональных компетенций в ИТ-компании.

Рис. 1. Цикл управления развитием профессиональных компетенций специалистов в организационной системе ИT-компании Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Важно, чтобы эти процессы были системно организованы, поддержаны современными технологиями и активно внедрены в управленческую практику. Такой подход позволяет создать гибкую, адаптивную и высококвалифицированную рабочую силу, способную соответствовать требованиям цифровой экономики, ключевым из которых является «вовлеченность сотрудников в процесс их постоянного развития» [19, с. 26]. Кроме того, цифровая экономика формирует свою сферу «цифровых компетенций», среди них креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде и др. [20, с. 14].

На рисунке 2 представлена функциональная модель, которая с учетом требований процессного подхода [13] описывает процессы управления в организационной системе через входные и выходные параметры, ответственных (источники входов и получатели выходов) и отражает их взаимосвязь и последовательность, что обеспечивает непрерывный цикл управления развитием компетенций специалистов ИT-компании.

Кроме того, модель отражает средства управления и контрольные точки мониторинга и измерения (с применением инструментов автоматизации) результатов, а также обратную связь, которая используется для корректировки планов развития профессиональных компетенций, форматов обучения, а также диагностических методик.

Представленная формализация процессов управления развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний отражает интегрированную модель процессного подхода к управлению компетенциями, предназначенную для визуализации структуры процессов данной организационной системы. Необходимо отметить ее важную перспективную роль в комплексе практических рекомендаций, поскольку предполагается ее применение в качестве базового элемента методологии управления компетенциями, платформы для цифровизации и автоматизации процессов управления в организационной системе ИТ-компании.

На рисунке 3 представлена разработанная авторами архитектура организационной системы управления развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний.

Рис. 2. Функциональная модель процессов управления развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Представленная UML-диаграмма отображает структуру организационной системы на уровне модулей или компонентов, а также их зависимостей и взаимодействий. В контексте системы управления компетенциями эта диаграмма позволяет: выделить основные компоненты, определить их взаимосвязь, указать зависимости с внешними системами (например, LMS), помочь в дальнейшем проектировании и разработке информационного обеспечения процессов управления развитием профессиональных компетенций.

Архитектура организационной системы управления компетенциями включает следующие компоненты:

1) пользовательский интерфейс – это веб- или мобильный интерфейс, через который пользователи работают с системой. В нем отображается профиль сотрудника, возможен ввод и просмотр оценок компетенций, отслеживается процесс обучения сотрудника и др.;

2) бизнес-логика представляет ядро системы, содержащее логику работы с данными. Здесь происходят все ключевые операции: анализ дефицита компетенций, формирование индивидуальных планов развития, расчет метрик и проч.;

3) хранилище данных – это слой базы данных, где хранятся данные о сотрудниках, компетенциях, курсах, результатах обучения и проч.;

4) система управления компетенциями – это группирующий элемент, обозначающий внутренние компоненты системы управления компетенциями (интерфейс, бизнес-логику, хранилище данных);

5) обучающая система LMS (Learning Management System) – это внешний или внутренний модуль, отвечающий за обучение сотрудников, например Moodle, TalentLMS, внутренние тренинговые платформы. После прохождения обучения модуль передает данные в систему управления компетенциями;

6) HR-менеджер – основной пользователь, отвечающий за управление развитием персонала. Он анализирует уровень квалификации сотрудников, формирует планы развития компетенций, назначает курсы обучения, контролирует процесс обучения;

7) специалист/сотрудник – это пользователь, чьи компетенции оцениваются и развиваются. Через пользовательский интерфейс он просматривает свой профиль компетенций, проходит самооценку, выбирает курсы и отслеживает прогресс обучения.

Взаимодействие между компонентами архитектуры отражено следующими информационными потоками:

1) Пользовательский интерфейс ↔ Бизнес-логика

Информационный поток имеет командный, синхронный характер, обеспечивает интерфейс между пользователем и системой, реализует CRUD-операции (создание, чтение, обновление, удаление) данных.

2) Бизнес-логика ↔ Хранилище данных

Информационный поток имеет транзакционный (каждая операция фиксируется как транзакция), синхронный характер, обеспечивает обработку и анализ данных, реализацию логики системы (например, алгоритмы оценки дефицита компетенций).

3) Бизнес-логика ↔ Обучающая система (LMS)

Информационный поток имеет интеграционный, асинхронный/синхронный характер (зависит от интерфейса LMS), обеспечивает интеграцию с обучающей системой для автоматического назначения и отслеживания обучения.

4) Пользовательский интерфейс ↔ Обучающая система (LMS)

Информационный поток обеспечивает предоставление пользователю доступа к обучающим материалам и результатам обучения, имеет вид обратной связи и характеризуется асинхронностью (данные приходят по мере прохождения обучения).

Рис. 3. Архитектура организационной системы управления развитием профессиональных компетенций специалистов ИT-компаний Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

5) HR-менеджер ↔ Пользовательский интерфейс

Информационный поток имеет управленческий, синхронный характер, обеспечивает поддержку процессов управления развитием компетенций.

6) Сотрудник/специалист ↔ Пользовательский интерфейс

Информационный поток имеет интерактивный (пользователь в реальном времени взаимодействует с системой), синхронный характер, обеспечивает личную вовлеченность сотрудника в развитие своих компетенций.

Таким образом, предполагается, что в процессе практической реализации архитектура системы управления компетенциями будет поддерживать четко определённые информационные потоки и формальные правила их обработки, а именно: целостность данных (все изменения в Хранилище данных осуществляются только через Бизнес-логику), авторизацию (доступ к данным и функциям регулируется ролью пользователя), синхронизацию (интеграция с LMS осуществляется через единый API-интерфейс), аудит (все ключевые операции логируются в отдельной таблице аудита), согласованность (после завершения обучения система автоматически обновляет профиль компетенций в хранилище данных только при подтверждённом результате, например прохождение теста с оценкой ≥ 70%). Кроме того, в требования к системе заложены следующие свойства предложенной модели: модульность (каждый компонент можно по отдельности разрабатывать, тестировать и масштабировать); гибкость (возможность замены одного из компонентов без влияния на остальные (например, смена LMS)); масштабируемость (легко добавлять новые функции (например, аналитику, интеграцию с ERP)); интеграция (возможность подключения к другим корпоративным системам), которые предполагается реализовать непосредственно при ее практической разработке.

Авторами была апробирована разработанная модель архитектуры системы управления компетенциями на примере специалиста-разработчика backend компании ООО «Цифровые Решения», специализирующейся на создании корпоративных информационных систем и внедрении цифровизации бизнес-процессов. Применение архитектуры системы управления компетенциями в ИТ-компании позволило:

− выявить и устранить дефицит профессиональных навыков у специалиста (система проанализировала данные из пройденного специалистом теста; сформировала отчет о дефиците компетенций; выявила практики, требующие углубления знаний);

− сформировать персонализированный план развития компетенций (система обозначила образовательные мероприятия и четкий план их реализации);

− обеспечить непрерывное обучение и карьерный рост (в процессе обучения специалиста система отслеживала прогресс, по окончании обучения – провела повторную диагностику, результатом которой явилось соответствие ключевых компетенций специалиста требованиям его должности);

− повысить производительность на 50% и удовлетворённость сотрудника работой на 30%.

Таким образом подтверждено, что разработанная архитектура управления компетенциями может быть успешно внедрена в организационные системы российских ИT-компаний как часть стратегии цифровизации HR-процессов и управления кадровым потенциалом.

Заключение

Разработка моделей управления развитием профессиональных компетенций специалистов в организационных системах ИT-компаний играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития ИТ-компаний. При этом одновременное применение системного и процессного подходов к управлению организационной системой, заключающегося в синергии его целостного видения и структурированной реализации (системный подход обеспечивает целостность, устойчивость и адаптивность управления компетенциями; процессный подход – структурированность, измеримость и воспроизводимость действий), позволяет сформировать непрерывный, гибкий и эффективный цикл развития профессиональных компетенций, который содействует оперативному реагированию ИТ-компаний на изменения технологий, рынка и внутренних потребностей.

Предложенная функциональная модель процессов управления развитием квалификации специалистов ИT-компаний, разработанная с учетом требований процессного подхода, представляет собой структурированное описание ключевых процессов, встроенных в единый непрерывный цикл развития профессиональных компетенций. Модель может быть внедрена как самостоятельная подсистема в HR-процессы или как часть более широкой системы управления персоналом. Она не только формализует процессы развития компетенций, но и создает основу для их автоматизации, масштабирования и интеграции с информационными системами ИТ-компании.

Разработка архитектуры организационной системы управления компетенциями является важным шагом в обеспечении эффективного развития профессиональных навыков специалистов ИТ-компаний. Представленная UML-диаграмма компонентов демонстрирует ключевые модули и взаимодействия внутри системы, что позволяет сформировать целостное представление о её структуре и функциональности. Результаты применения предложенной модели архитектуры, представленные для специалиста-разработчика программного обеспечения компании ООО «Цифровые Решения», позволяют сделать вывод, что такая архитектура может быть использована как основа для внедрения или совершенствования управления развитием профессиональных компетенций в организационной системе любой ИТ-компании.


Конфликт интересов
Ключевые слова: ИT-компания, профессиональная компетенция, управление развитием компетенций, организационная система, процессный подход, системный подход, моделирование бизнес-процессов.

Библиографическая ссылка

Ромашкова О.Н., Мухаммад Д.И. МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ИT-КОМПАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 123-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40496 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40496