Введение
В государственной политике РФ значительная роль отводится вопросам вовлечения молодежи в социальную деятельность и формирования активной гражданской позиции. По результатам заседания Государственного совета РФ 22 декабря 2022 г. президент России В.В. Путин поручил Минобрнауки России разработать и включить в образовательные программы курс «Обучение служением»[1]. С 1 сентября 2023 г. программа «Обучение служением» уже работает в отечественных университетах. Основная ее цель – формирование гражданственности, социальной ответственности, лидерских качеств одновременно с совершенствованием профессиональных компетенций.
В широком значении «обучение служением» (далее ОС) представляет собой образовательную методику, при которой обучающиеся параллельно накапливают знания и участвуют в важной для общества деятельности вместе с различными организациями в рамках учебного процесса. Таким образом, реализация программы оказывает пользу обществу и содействует подготовке профессионалов, социально адаптированных к современным условиям на рынке труда.
Цель исследования заключается в систематизации и популяризации опыта воплощения технологии ОС при обучении студентов бакалавриата в Ивановском государственном энергетическом университете им. В.И. Ленина (ИГЭУ).
Материалы и методы исследования
Авторы основываются на теоретическом и эмпирическом методах. В работе проведен анализ отечественных и зарубежных научно-методических публикаций по ключевым вопросам исследования. В основе эмпирического подхода лежат анкетирование, анализ и статистическая обработка результатов.
В анкетирование принял участие 181 чел., в возрасте от 18 до 22 лет. Материалом для анализа явились анкеты бакалавров по вопросам приобретенных навыков в процессе реализации технологии ОС. Анкеты включали следующие вопросы:
Укажите проект (направление) программы «Обучение служением», в котором принимаете участие.
Нравится ли вам принимать участие в программе? Почему?
Какие новые знания вы получили в рамках реализации проекта?
Какой опыт вы приобрели в рамках реализации проекта?
Какие soft skills вы приобрели?
Сможете ли вы применять полученные знания и опыт в своем дальнейшем обучении и профессиональной деятельности?
Столкнулись ли вы в процессе реализации проекта с какими-либо трудностями? Если да, то с какими?
Методологическим базисом является комплексный подход к исследованию, опирающийся на коммуникативный, личностный и профессионально-ориентированный подходы. Авторы полагаются на принципы активного обучения, мотивационной заинтересованности, практической направленности обучения, междисциплинарности и совместной работы в команде.
Результаты исследования и их обсуждение
Комплексный подход к анализу термина ОС в отечественных исследованиях рассматривает его как педагогическую практику, педагогический подход и предметную область [1]. В зарубежной литературе термин ОС, или service-learning, понимают как особый подход к обучению, объединяющий вопросы теории и практики и предоставляющий обучающимся возможность участвовать в программах, отвечающих потребностям общества, анализировать полученный опыт для того, чтобы более четко понимать содержание теоретических курсов в вузе [2; 3]. Service-learning рассматривают как процесс и результат, подчеркивая, что служение в сочетании с обучением добавляет ценностный аспект и трансформирует оба процесса [4]. Зарубежные исследователи описывают положительные результаты внедрения опыта service-learning, например рост самооценки обучающихся, укрепление гражданской позиции, рост социальных навыков, академической успеваемости, готовность обучающихся к взаимодействию [5; 6]. В.В. Купцова использует термин «сервисное служение» как объединение академического обучения с общественным участием студентов в предоставлении услуг для некоммерческих организаций, соотнесенных с будущей профессиональной деятельностью [7, с. 29].
В данной работе под ОС авторы понимают широкое значение термина, как технологию параллельной деятельности по освоению обучающимися выбранной основной образовательной программы (ООП) и осуществлению важной общественной работы при условии взаимосвязи с изучаемыми в университете дисциплинами.
П.А. Кисляков и др. выделяют три модели обучения служением, которые внедрены в нашей стране: модель самоопределения, модель сопровождения и смешанная модель [8, с. 13]. Для первой модели характерны такие черты, как инициативный подход обучающихся, возможность волонтерской работы, которая проходит в свободное от занятий время и не прописана в ООП. Вторая модель, модель сопровождения, отличается центральной ролью наставника, внедрением методов проектных технологий и осуществлением волонтерской работы, обозначенной в ООП, как в рамках урока, так и вне урока. Смешанная модель объединяет в себе такие характеристики, как наличие решающего участия обучающегося и наставника, организация волонтерской работы в аудиторных и внеаудиторных условиях с отражением часов в ООП.
В процессе реализации технологии ОС значительным образом меняется роль преподавателя/наставника. Преподаватель может повлиять на результаты реализации технологии ОС, он/она активно сотрудничает с партнерами проектов и различными гражданскими сообществами, мотивирует студентов принять участие в различных проектах. В качестве наставника для обучающихся для подготовки и реализации социально значимых проектов могут выступать как преподаватели, так и сами студенты.
Внедрение системы наставничества в работу образовательных организаций становится актуальным и востребованным. Наставничество в образовании представляет собой форму поддержки и сопровождения обучающихся, при которой опытный специалист помогает развивать профессиональные навыки, приобретать академические знания и опыт, преодолевать трудности, способствуя их личностному и профессиональному росту [9; 10].
Среди преимуществ системы наставничества можно выделить следующие: быстрая адаптация студентов к учебной среде и требованиям вуза; учет интересов, что способствует более эффективному развитию личности студента; развитие профессиональных навыков, необходимых для будущей карьеры; повышение мотивации; возможность познакомиться с представителями предприятий, с будущими коллегами, что важно для трудоустройства; умение нести ответственность, эффективно общаться и работать в группе через взаимодействие с наставниками.
Среди ключевых принципов наставничества выделяют: научность, системность (взаимодействия на всех уровнях), стратегическую целостность (единство региональной и национальной стратегий), легитимность и равенство индивидуализации [11, с. 117].
В научных исследованиях описывается опыт реализации технологии ОС в различных профессиональных областях с использованием института наставничества [12–14].
В рамках данного исследования авторы рассматривают концепцию наставничества в ситуации воплощения технологии ОС в учебно-воспитательный процесс, в результате которого создаются необходимые условия для приобретения новых знаний, становления универсальных, социальных и профессиональных компетенций, а также накапливание опыта взаимодействия в профессиональном контексте [15]. Авторы ставили задачи развития гражданственности, социальной ответственности и лидерства одновременно с развитием профессиональных компетенций обучающихся. Разработанная технология ориентирована на привлечение бакалавров для участия в разработке, организации и проведении различных мероприятий для некоммерческих организаций, обучающихся школ и училищ, профессиональных сообществ.
В процессе работы студенты-наставники осуществляли образовательное, развивающее, профориентационное сопровождение участников проектов.
Можно выделить следующие этапы в процессе внедрения технологии ОС в ИГЭУ.
1. Подготовительный этап. Разработка направлений программ – название и содержание модулей, контрольных мероприятий, календарного плана реализации; назначение руководителей; целевая аудитория, ключевые задачи, определение этапов работы с участниками проекта; публикация информации в социальных сетях (https://vk.com/ministry_trainingispu?from=groups).
2. Этап реализации. Организация работы студенческих групп; сотрудничество с заказчиками; консультации с руководителями; оформление отчетной документации; публикация информации о программе в социальных сетях, рефлексивный анализ студентов.
3. Итоговый этап. Передача результатов работы заказчику, анализ и оценка результатов работы, проведение конференции с презентацией результатов проектов.
В реализации программы приняли участие студенты бакалавриата ИГЭУ различных направлений подготовки (общее количество обучающихся 181 чел.):
− 01.03.02 Прикладная математика и информатика (10 чел.);
− 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (30 чел.);
− 09.03.03 Прикладная информатика (71 чел.);
− 09.03.04 Программная инженерия (60 чел.);
− 27.03.04 Управление в технических системах (10 чел.).
На подготовительном этапе были разработаны следующие направления программы:
1. Разработка и создание чат-бота для проекта «Наставничество».
2. Притяжение Энерго: Образовательные интенсивы по проектированию виртуальной и дополненной реальности.
3. Дополнительная образовательная программа по программированию.
4. Разработка и реализация модели организации профориентационной деятельности среди школьников.
5. Студенческий клуб по программированию.
6. Разработка и реализация дизайн-проекта индивидуальных развивающих методических материалов для детей дошкольного возраста.
7. Разработка учебной программы и проведение занятий со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися по общим дисциплинам.
8. Образовательные интенсивы по 3D- моделированию и проектированию.
9. Разработка и применение векторного графического редактора.
Этап реализации проектов охватывал осенний и весенний семестры. Организация работы студенческих групп включала в себя формирование команды студентов по проектам, распределение ролей и обязанностей, планирование и координацию деятельности групп, установление сроков выполнения задач. Осуществлялось активное взаимодействие с заказчиками: уточнение требований и ожиданий, представление результатов работы, получение обратной связи, внесение корректировок в проекты. Организовывались встречи для рекомендаций наставников, обсуждались проблемы и пути их решения, проводилась оценка успешных проектов. Подготовлены анализы и обзоры по результатам проведенной работы, предоставлены отчетные материалы. Информация о ходе реализации программы публиковалась в ВК, шло активное взаимодействие с аудиторией, ответы на комментарии. В рамках рефлексивного анализа студентов – участников программы проведена самооценка и групповые обсуждения проектов, анализ полученного опыта, выявление сильных и слабых сторон, а также формирование рекомендаций для дальнейшего развития.
На итоговом этапе проведены отчетная конференция с представлением результатов проектов и анкетирование участников, где они поделились опытом общественного служения, описав приобретенные знания и развитые навыки.
Результаты анкетирования показали, что больше всего студентов приняли участие в направлении «Притяжение Энерго: Разработка и реализация модели организации профориентационной деятельности среди школьников» (43,3 %), вторым по популярности было направление «Разработка и реализация дизайн-проекта индивидуальных развивающих методических материалов для детей дошкольного возраста» (26,8 %) и 8,2 % студентов участвовали в «Образовательных интенсивах по проектированию виртуальной и дополненной реальности».
Интересен опыт самого популярного направления программы – «Притяжение Энерго: Разработка и реализация модели организации профориентационной деятельности среди школьников». Направление предназначено для обучающихся старших классов школ Иванова и Ивановской области. Основная задача – помочь старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии, мотивация молодежи к выбору профессии в области информационных технологий. На подготовительном этапе шла активная работа совместно с выпускающими кафедрами, деканатом, приемной комиссией ИГЭУ. Этап реализации включал посещение общеобразовательных учреждений, лекции, рассказы, интерактивную викторину на знание основ информационных технологий и их применения (https://vk.com/ministry_trainingispu?from=groups&w=wall-227669841_137).
Результаты проведенного опроса подтвердили практическую значимость программы для дальнейшего развития обучающихся. Так, на вопрос «Сможете ли вы применять полученные знания и опыт в дальнейшем в своем обучении и профессиональной деятельности?» получены следующие ответы: да – 45,4 %, частично – 43,3 %, отрицательно ответили только 11,3 %.
Результаты анкетирования показали, какой опыт получили обучающиеся во время участия в проектах ОС:
− совместная работа в команде (32 %);
− выступление перед незнакомой аудиторией (20 %);
− разработка и оформление методических материалов (23 %);
− создание презентаций (16 %);
− опыт в области программирования (9 %).
В рамках реализации проектов студенты совершенствовали soft skills, среди которых самыми востребованными оказались навыки общения и командной работы:
− коммуникативные навыки (умение четко и ясно выражать мысли, слушать и вовлекать собеседника в диалог) (64 %);
− адаптивность (43 %);
− навыки эффективно работать в группе (49 %);
− навыки решения проблем (41 %).
Заключение
В данном исследовании авторы обобщают опыт реализации технологии ОС в ИГЭУ. Авторы приходят к выводу о результативности внедрения технологии ОС в учебно-воспитательную работу ИГЭУ на основе концепции «наставничество», а также углубленного содержания основной образовательной программы обучающихся и общественно значимой активности. Таким образом, общественная деятельность студентов проходила параллельно изучаемым дисциплинам ООП. Результативному взаимодействию студентов и наставников способствовала реализация студенческих проектов программы «Обучение служением» на основе принципов взаимного доверия, индивидуального подхода, постоянного взаимодействия и ориентации на результат. В целом использование технологии ОС способствует академическому продвижению, личностному развитию и подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Тюрина С.Ю., Егорычева Е.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 8. С. 120-124;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40473 (дата обращения: 10.09.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40473