Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Птицына Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
В современных условиях будущему учителю необходимо быть компетентным в вопросах творческого проектирования образовательного процесса и организации творческой деятельности обучающихся. Целью статьи является обоснование условий и характеристик организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании. В статье обобщен опыт работы по организации художественно-творческой деятельности студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета в течение 2023–2025 гг. В технологическом и художественном образовании художественно-творческая деятельность играет важную роль в формировании личности будущего учителя, характеризуется практической направленностью, активным вовлечением в процесс творчества. Автор акцентирует внимание на формировании ценностно-смыслового отношения к художественно-творческой деятельности, универсальных и общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов и использовании интерактивных заданий творческой направленности в единстве учебной и внеучебной деятельности. Организация художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании позволяет лучше понять значение творческих составляющих в профессии, готовит к различным видам педагогического труда, а также расширяет горизонты технологических, художественных и педагогических знаний, умений и навыков. В статье автор делает вывод о важности художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании как гармоничного сочетания художественного мастерства, творческой свободы, уникальности идей, где каждый элемент обогащает друг друга в процессе создания продуктов деятельности на основе инновации, индивидуальности и экспериментирования.
деятельность
творческие компоненты
технологическое образование
художественное образование
художественно-творческая деятельность
будущий учитель
1. Федорова Е.Н. Профессионально-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности учителя в условиях системных изменений в образовании как предмет научно-педагогического исследования // Школа будущего. 2015. № 5. С. 70–85. URL: https://schoolfut.ru/article/2015-5_70/ (дата обращения: 15.04.2025).
2. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 25–40. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29426/1/edscience_2017_7_004.pdf (дата обращения: 05.06.2025). DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-25-40.
3. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 138–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9568846 (дата обращения: 02.05.2025).
4. Курбанов Д.И. Современные тенденции в подготовке педагогических кадров // Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики. 2023. № 11. С. 106‒113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54356413 (дата обращения: 11.04.2025).
5. Птицына Е.В. Проектная деятельность в технологическом образовании // Современные наукоемкие технологии, 2023. № 6. С. 138–143. URL: https://top-technologies.ru/article/view?id=39645. (дата обращения: 15.05.2025). DOI: 10.17513/snt.39645.
6. Ибрагимова И.Н. Методология развития профессионального образования (технологический аспект) // Вестник педагогических наук. 2023. № 5. С. 78–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54646289 (дата обращения: 13.05.2025).
7. Савенкова Л.Г. Культурно-смысловая основа художественного образования школьника – будущее всеобщего развивающего направления в искусстве // Художественное образование – история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 2024. С. 164–172. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=64001247 (дата обращения: 11.04.2025).
8. Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Человек в мире культуры: журнал. 2015. С. 34–40. URL: https://journals.uspu.ru/attachments/category/476/06.pdf (дата обращения: 23.04.2025).
9. Павлов А.К. Проектное обучение – современная педагогическая технология. Санкт-Петербург. Петрозаводск: «МПА», 2019. 82 с. [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/proektnoe-obuchenie---sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-praktiko-orientirovannoe-uchebno-metodicheskoe-posobie-2775936 (дата обращения: 13.05.2025). ISBN: 978-5-4468-0645-4.
10. Абдувалиева Д.Н. Развитие интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. № 4. Т. 19. С. 159–170. URL: https://journals.rcsi.science/1991-8569/article/view/255359 (дата обращения: 10.05.2025). DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2022.4.13.
11. Карасова И.С., Селезнева Е.А. Организация и технология проведения производственной практики в педвузе в условиях компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 254–259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25935084 (дата обращения: 13.05.2025).
12. Назмутдинов В.Я., Юсупова Г.Р. Компетентностный подход в обучении // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины. 2013. С. 181–185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obuchenii/viewer (дата обращения: 13.05.2025).
13. Останина С.А., Сайнюк Е.С. Модель формирования ценностно-смыслового отношения к непрофильным дисциплинам у студентов музыкального вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83–4. С. 80–84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68526278 (дата обращения: 11.04.2025). EDN: UTAGHB.
14. Ксендзенко Л.С., Бойко Л.А. Междисциплинарные связи как фактор формирования общепрофессиональных компетенций студентов инженерных специальностей // Journal of advanced research in technical science. 2021. № 26. С. 100–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47131646 (дата обращения: 11.04.2025). DOI: 10.26160/2474-5901-2021-26-100-104. EDN: FZXYKE.
15. Луганцев Д.Н. Специфика организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 69–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54504889 (дата обращения: 11.04.2025). DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-69-71. EDN: XQNFXJ.

Введение

В новой парадигме современного образования в России все большую значимость приобретают творческие компоненты профессиональной деятельности учителя. Смена идеала образованности приводит к объективной необходимости формирования личности будущего педагога компетентного в вопросах творческого проектирования учебного процесса [1; 2], качественного построения образовательной среды, организации творческой деятельности обучающихся. Современный учитель должен развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, стремление к познанию нового в условиях современного мира [3; 4]. Высшее педагогическое образование в данном контексте играет важную роль, ведь его приоритетными задачами являются обеспечение культурно-гуманистической направленности образования, создание условий для саморазвития будущего учителя в различных видах деятельности [5]. В этой связи одной из задач высшего образования является формирование не только профессиональных знаний и умений будущего учителя, но и таких важных качеств, как лидерство, уверенность в себе, изобретательность, креативность, умение работать в команде, интеллектуальная любознательность, что в дальнейшем позволит выпускнику вуза стать востребованным в профессии и эффективно реализовать себя в педагогической деятельности.

Технологическое и художественное образование характеризуется практической и творческой направленностью, активным вовлечением обучающихся в процесс творчества, проектированием объектов труда на основе технических, эргономических, эстетических, социальных требований; создает условия для развития технологических и художественных знаний и умений обучающихся с учетом экологической, экономической и предпринимательской целесообразности [6; 7]. В связи с этим актуализируется проблема организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании в вузе. В технологическом и художественном образовании художественно-творческая деятельность играет важную роль в формировании личности будущего учителя, через активное вовлечение в процесс создания продуктов деятельности, способствуя развитию ее эмоциональной, эстетической, интеллектуальной и социальной составляющих. Художественно-творческая деятельность не только обеспечивает индивидуальное самовыражение, но и оказывает существенное влияние на развитие личности в целом, развивая культурные и эстетические ценности и смыслы, убеждения, взгляды и социальные нормы будущего учителя.

Е.Г. Калюжная рассматривает художественно-творческую деятельность как вид активности, обладающий потенциалом для самоактуализации личности, направленный на восприятие и создание продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт средствами художественного освоения мира [8]. В этой деятельности проявляется индивидуальность и самовыражение личности в решении различных задач. При этом использование технологии проектного обучения в художественно-творческой деятельности способствует становлению профессиональной компетентности обучающихся, формированию профессиональных интересов и склонностей, характеризуется эстетическим восприятием окружающей действительности, уникальностью идей, способностью к раскрытию новых горизонтов творчества, мастерством исполнения [9, с. 14].

Организация художественно-творческой деятельности будущего учителя способствует развитию его профессиональных компетенций, формированию профессиональных интересов и склонностей, ценностных приоритетов, важных для их профессионального становления [10; 11]. В структуру компетенций входят теоретический базис, личностные особенности, готовность к осуществлению различных видов деятельности в выбранной профессии, самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков и ответственному принятию решений в выполнении поставленных профессиональных задач [12]. В технологическом и художественном образовании организация художественно-творческой деятельности способствует развитию будущего учителя, который должен быть готов к различным видам труда в педагогической профессии, что является результатом обучения при выполнении социального государственного заказа в сфере образования.

Цель исследования заключается в обосновании условий и характеристик организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании.

Материалы и методы исследования

Применены анализ научной литературы, наблюдение, обобщение опыта работы (в течение 2023–2024 и 2024–2025 гг.) по организации художественно-творческой деятельности студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование» («Художественное образование в области изобразительного искусства и культурологическое образование», «Технология и дополнительное образование в области декоративно-прикладного творчества»).

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению автора статьи, художественно-творческая деятельность будущего учителя включает в себя элементы инновации, индивидуальности и экспериментирования, в ней важно гармоничное сочетание художественного мастерства и творческой свободы, где каждый элемент процесса обогащает друг друга. Это путь, в котором искусство и творчество не только идут рука об руку, но и служат источником вдохновения и самовыражения. В этой связи важно отметить, что основной особенностью художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании является ее направленность на процесс создания нового. В данном процессе развиваются творческие компоненты деятельности будущего учителя технологии и изобразительного искусства, его конструктивное мышление и внимание к деталям, эстетическое восприятие, умение видеть и чувствовать красоту в окружающем мире.

На основе анализа проведенного исследования автор выделяет условия организации художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании (рисунок).

В процессе художественно-творческой деятельности формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей, в ходе усвоения которых они учатся решать управленческие, стратегические, организационные задачи, использовать на практике современные педагогические технологии, критически осмысливать и анализировать собственные решения в профессиональной педагогической деятельности. Сформированные в ходе изучения предметных дисциплин компетенции становятся фундаментальной основой становления профессионально ориентированной личности, готовой творчески проявлять себя в дальнейшей педагогической деятельности. В этой связи преподавание предметных дисциплин, раскрывающих специфику художественно-творческой деятельности («Декоративно-прикладное творчество», «Рисунок», «Живопись, «Керамика», «Конструирование и моделирование одежды» и др.), должно представлять собой специально организованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

В процессе художественно-творческой деятельности происходит личностный и профессиональный рост будущего учителя, развитие индивидуальности и самовыражения. Поэтому преподаватели кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна в своей работе ориентируются на следующие факторы организации художественно-творческой деятельности: а) создание условий для выбора в различных видах деятельности (тема, материалы, техники и технологии и т.д.); б) поддержка уникальности и творческой инициативы, поощрение оригинальности; в) обучение на основе диалога и обратной связи: обсуждение работы, разбор сильных сторон и возможных улучшений; г) коллаборация: работа над заданием в группах или индивидуально, когда каждый может проявить себя; д) рефлексия и самовыражение.

Процесс создания произведений творчества, будь то проект или изделие, требует от будущих учителей активного поиска, решения проблем и преодоления трудностей, что развивает их способность к аналитическому и критическому мышлению. В отличие от стандартных учебных заданий, где основной акцент делается на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, в художественно-творческой деятельности важно использовать творческие задания, которые рассчитаны на субъективное восприятие, оригинальность и неповторимость каждого творческого решения. Это позволяет студентам выражать собственные мысли, эмоции и идеи.

missing image file

Условия организации художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании Источник: составлено автором по результатам данного исследования

Практико-ориентированный характер художественно-творческой деятельности будущего учителя отражается во взаимосвязи с профессиональной педагогической деятельностью в области проектирования учебного процесса и разработки учебных заданий в группах разного возраста, с учетом психологических особенностей учеников в общем, дополнительном, профессиональном образовании. Преподаватели кафедры учитывают специфику будущей профессии (учитель технологии, изобразительного искусства, педагог дополнительного образования) и выбирают вектор, по которому будет выстроена траектория развития студента. Полученные знания будущий учитель в дальнейшем может применять в профессии для более качественной работы и понимания специфики педагогической деятельности.

Таким образом, при организации художественно-творческой деятельности будущего учителя в технологическом и художественном образовании важно учитывать следующие характеристики: а) каждый творческий процесс уникален и отражает личные предпочтения автора – будущего учителя; б) творчество возникает в процессе свободного самовыражения в различных видах деятельности; в) творческий процесс ориентирован на формирование ценностно-смыслового отношения будущего учителя к художественно-творческой деятельности; г) в творческом процессе происходит поиск оригинальных решений и идей; восприятие и понимание различных видов искусства и творчества, их сочетание в объектах труда.

В ходе исследования автор приходит к выводу, что формирование ценностно-смыслового отношения к художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать как личностно значимый приоритет для будущего учителя. Для этого в ходе учебной и внеучебной деятельности важно акцентировать внимание студентов на ценностном компоненте художественно-творческой деятельности в процессе обучения [13]. Художественно-творческая деятельность будущего учителя в технологическом и художественном образовании позволяет не только осваивать ценностные категории и их свойства, но и идентифицировать себя в отношениях с ценностями. При таком подходе у будущего учителя постепенно начнет выстраиваться система собственных лично значимых ценностных приоритетов, важных для профессионального становления, в число которых будут включены знания и умения, компетенции. Выработанные в процессе обучения качества личности, такие как самосознание, рефлексия собственной познавательной деятельности, ответственность, позволят студенту стать успешным в своей будущей профессиональной педагогической деятельности.

На занятиях важно создавать условия для реализации межпредметных связей [14], интеграции учебного материала из разных областей: современного и декоративного искусства, современных технологий и традиционных ремесел, конструирования и моделирования изделий, а также дисциплин психолого-педагогической направленности. Такой междисциплинарный подход способствует развитию системного мышления и компетенций будущего учителя, помогает им видеть связь между теорией и практикой, а также расширяет горизонты их технологических, художественных и педагогических знаний, умений и навыков. Единая система преподавания с учетом междисциплинарных связей и преемственности содержания позволит будущему учителю лучше понять роль и значение творческих составляющих в педагогической деятельности.

В организации художественно-творческой деятельности важно использовать различные интерактивные задания творческой направленности, активные методы и формы обучения, ориентированные на развитие ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя в единстве учебной и внеучебной деятельности. Например, разработать и апробировать: квест или дидактическую игру по изобразительному искусству, технологический подкаст, комикс по освоению технологии изготовления изделий из различных материалов и т.д.). Это способствует развитию интересов и мотивации в художественно-творческой деятельности, достижению поставленных задач, ценностно-смыслового отношения, формирование конкурентоспособного, профессионального и квалифицированного специалиста.

В учебной деятельности важно сочетать традиционные лекции с элементами дискуссий, деловые и ролевые игры, разбор психолого-педагогических ситуаций, демонстрацию презентационных материалов, разработку технологических карт и т.д. В организации художественно-творческой деятельности важно интегрировать в учебный процесс технологические карты, которые выступают в качестве инструкции и руководства по освоению техник, методов и приемов декоративно-прикладного и изобразительного искусства; они дают возможность будущему учителю работать в своем индивидуальном темпе, возвращаться к уже пройденным этапам и корректировать свою работу. Технологические карты адаптируются под разный уровень сложности изготовления изделий и уровень подготовки студентов, предлагая легкие и наиболее сложные варианты выполнения поставленных учебных заданий. В рамках проведенной работы у студентов была возможность самостоятельно разработать технологические карты и апробировать их на уроках технологии и изобразительного искусства, мастер-классах в общеобразовательных школах. Внеучебная деятельность представлена различными мероприятиями творческой направленности: олимпиады, экскурсии, выставки, конкурсы, тематические вечера, литературно-музыкальные гостиные, которые играют важную роль в стимулировании творческой активности, повышении мотивации и развитии профессиональных компетенций будущего учителя. Организация учебной и внеучебной работы должна усиливать практическую направленность художественно-творческой деятельности в профессиональной социальной среде [15].

Таким образом, в процессе художественно-творческой деятельности в технологическом и художественном образовании происходит гармоничное развитие будущего учителя: а) развитие через самовыражение и творчество: можно выразить эмоции, переживания, мировоззрение, индивидуальность; б) развитие творческого мышления и критического подхода, умения оригинально решать нестандартные задачи; в) развитие социальной интеграции и коллективного творчества: обмен идеями и решениями, учет мнения других, уважение различных точек зрения; г) развитие эстетического восприятия: видеть красоту окружающей действительности, понимать и оценивать ее с художественной точки зрения, что влияет на вкусовые предпочтения, стандарты красоты и ценности; д) развитие ценностных ориентаций через произведения различных видов искусства и объектов творчества.

Заключение

Художественно-творческая деятельность будущего учителя в технологическом и художественном образовании способствует гармоничному сочетанию художественного мастерства и творческой свободы в развитии компетенций и личностно значимых качеств, где каждый элемент обогащает друг друга в процессе создания продуктов деятельности на основе инновации, индивидуальности и экспериментирования. Здесь важно не только мастерство исполнения, но и уникальность идеи, способности раскрыть новые горизонты.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 139-143;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40452 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40452