Введение
Современная социальная система переживает этап глубоких трансформаций, вызванных ускоренными изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Одной из ключевых задач государства в этих условиях становится обеспечение поддержки наиболее уязвимых слоёв населения, и в первую очередь участников специальной военной операции (СВО) и их семей. Решение этой задачи потребовало создания новых институтов, адаптированных к специфическим потребностям целевой аудитории.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.2023 № 232 создан Государственный фонд поддержки участников СВО «Защитники Отечества» и учреждена профессия «социальный координатор» [1]. Профессия социального координатора призвана модернизировать традиционный подход к оказанию социальной помощи участникам боевых действий, включая медицинское, психологическое, юридическое сопровождение, а также содействие в получении государственных льгот и гарантий.
Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны нормативные требования к деятельности социальных координаторов. В настоящее время основополагающим документом, регламентирующим деятельность социальных координаторов, является Приказ Минтруда от 28 апреля 2023 г. № 429н «Об утверждении требований к социальным координаторам, включая требования к их подготовке, и правила их деятельности» [2]. В Приказе изложены требования к квалификации социального координатора, определены их функции, права и обязанности, установлены процедуры реализации ими мер социальной поддержки участникам и ветеранам СВО.
Несмотря на признание деятельности социальных координаторов со стороны государства как наиболее результативной среди существующих подходов в сфере социальной работы, на данный момент крайне мало исследований, результаты которых могли бы применяться в практике организации труда этой категории специалистов. Так, за последние три года в базе РИНЦ зарегистрировано менее десяти публикаций, посвященных опыту работы социальных координаторов (В.М. Корякин [3], О.В. Шалыгина, Т.И. Фирсова, И.С. Баранов [4]). В то же время изучение профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов позволит совершенствовать практику их подготовки к работе в специфических условиях нового вида профессиональной деятельности.
Цель данного исследования заключается в выявлении ключевых профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов, значимо влияющих на деятельность, и определение основных способов их формирования и развития.
Материал и методы исследования
В ходе исследования применялся теоретический анализ научных публикаций, анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности социального координатора, а также проведено прикладное социологическое исследование с участием социальных координаторов, проходящих обучение в рамках программы дополнительного профессионального образования в СИУ РАНХиГС (2023-2025 гг.).
Результаты исследования и их обсуждение
Профессия «социальный координатор» относится к профессиям социономического типа, но при этом охватывает более широкий спектр задач и обязанностей, направленных преимущественно на социальную поддержку и улучшение качества жизни участников и ветеранов СВО. Характеристика социономических профессий, представленная в трудах С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаева, позволяет сделать вывод, что к ним относятся профессии, в которых субъект помогающей деятельности целенаправленно применяет специальные знания и навыки для улучшения качества жизни граждан [5]. Согласно системному подходу (Е.П. Ермолаева и др.) значимой характеристикой представителей социономических профессий является ценностное отношение к своей профессии, морально-нравственные принципы по отношению к объекту деятельности [6].
Особенности труда социального координатора рассматриваются, как правило, в рамках традиционного для отечественной психологии деятельностного подхода (Е.Л. Петрова [7], Д.А. Боднар, А.В. Ковалева [8], А.А. Кравчук, И.Р. Беставашвили, С.А. Судьин, О.В. Рыбакова, Ю.А. Антропова, В.М. Ветошкина [9]). При этом Петрова Е.Л. определяет социального координатора как «специалиста, осуществляющего индивидуальную, доверительную коммуникацию с подопечными, посредством которой предоставляется возможность оказания различных видов помощи», то есть акцент делается на коммуникации как инструменте [7]. Ряд исследователей (И.Р. Беставашвили, А.А. Кравчук, З.М. Саралиева, С.А. Судьин) рассматривают деятельность социального координатора достаточно узко, как волонтерскую помощь пациентам в медицинских учреждениях [10-12].
Авторское понимание профессии «социальный координатор» является двухаспектным: с одной стороны, профессиональная деятельность данных специалистов высоко востребована в обществе в силу происходящих событий, является социально и психологически сложной, задействует не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества работников и, как следствие, требует серьезной подготовки, в том числе финансовых ресурсов. С другой стороны, в реестре социономических профессий присутствует профессия «социальный работник», хорошо изученная, нормативно и методически обеспеченная, с налаженным процессом подготовки данных специалистов. Очевидно, что издержки при осуществлении деятельности социальных работников, их недостаточное знание правовых основ помогающей работы, неумение координировать и устанавливать взаимодействие государственных органов и организаций с гражданами и привело к необходимости введения новой профессии с направленностью на эти услуги. Однако применяемый нередко в менеджменте подход, когда вместо улучшения исполнения одних функций принимаются меры по передаче их другим должностям, нельзя признать целесообразным в силу его высокой затратности.
Вместе с тем в настоящее время крайне недостаточно публикаций, отражающих содержательные, методологические и методические стороны нового вида социономической профессии. Слабая изученность проблематики приводит к нечеткости понимания специфической роли, задач и функций данных специалистов и, как следствие, отсутствию эффективных программ их подготовки.
В основу настоящего исследования положена концепция, связывающая характер деятельности с квалификационными требованиями и системой профессиональных и личностных компетенций. Квалификационными требованиями установлено, что социальный координатор, помимо необходимого уровня образования и опыта работы, должен обладать развитыми коммуникативными навыками, эмпатией, терпимостью, умением управлять стрессом и поддерживать высокий уровень профессионализма в различных, нередко сложных и нестандартных ситуациях [2]. Исходя из этого авторами предпринято социологическое исследование. В качестве инструментария исследования использовались психологические методики: «Оценка уровня профессиональной идентичности» [13, с. 541], «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) [14, с. 9]; опросник «Коммуникативная социальная компетентность» [15, с. 652].
Исследование проводилось на группах социальных координаторов, общая численность составила 236 респондентов, из которых 82% – женщины. Стаж работы социальным координатором у большинства респондентов не превышает 6 месяцев, что связано с новизной профессии. Часть респондентов (22%) составили ветераны боевых действий и участники СВО, а также их родственники. Таким образом, в большинстве своем это люди, в основном осознающие специфику деятельности, что подтверждается результатами социологического исследования. Так, подавляющее большинство опрошенных в ходе анкетирования (96%) показали знание и понимание сущности и специфики избранной профессии и своей роли. Основными мотивами выбора профессии социального координатора являются альтруистические побуждения (53%) и наличие успешного опыта помощи другим (29%). Причины выбора работы основываются на мотивах: стремление быть полезным (41%), выполнение общественно важной работы (21%). Видение роли социального координатора в профессиональной деятельности варьируется, однако наиболее значимыми являются роли помощника (51%) и куратора (36%).
Интерпретация результатов изучения терминальных ценностей и жизненных сфер показывает, что избранная профессиональная деятельность соответствует системе жизненных ценностей социальных координаторов по таким шкалам, как «духовное удовлетворение», «достижение результатов» и «активные социальные контакты» (рисунок).
В целом можно сделать вывод о гармоничном и непротиворечивом профиле жизненных ценностей опрошенных социальных координаторов и их соответствии профессиональным ценностям.
При оценке степени выраженности профессиональной идентичности социальных координаторов установлено, что наиболее важными характеристиками, ассоциируемыми с профессиональной деятельностью респондентов, являются компетентность (4,8 балла из 5 максимальных), внимательность и активность (4,3). На втором месте оказались образованность и опыт (3,5). Несмотря на в целом положительные аспекты восприятия профессии, работа социального координатора характеризуется как интересная (средний балл 5,0), но трудная (4,2) и даже тяжелая (3,0), что указывает на сложность решаемых задач. C целью уточнения причин, вызывающих сложности в работе социальных координаторов, проведен анализ факторов, значимо влияющих на качество труда. По мнению респондентов, основополагающим фактором является наличие конкретных знаний в сфере законодательства о социальной помощи и поддержке (49%), понимание структуры и полномочий органов государственной власти и служб социальной сферы (31%), умение ориентироваться в изменениях законодательного обеспечения социальной помощи (28%). Выбор этих знаний и умений свидетельствует о необходимости серьезной правовой подготовки социальных координаторов.
Таблица 1
Результаты оценки степени значимости и сформированности профессиональных компетенций социального координатора (в баллах по 5-балльной шкале, среднее значение)
№ |
Профессиональные компетенции |
Значимость компетенции |
Сформированность компетенции |
1 |
Умение следовать алгоритмам и инструкциям, описывающим порядок действий при выполнении профессиональных задач |
5 |
4 |
2 |
Умение взаимодействовать с должностными лицами, органами исполнительной власти и организациями по служебным вопросам |
5 |
3,9 |
3 |
Умение анализировать ситуацию, понимать ее причины и делать выводы |
5 |
4,3 |
4 |
Умение планировать социальную помощь и реализовывать ее в соответствии с планом |
4,9 |
4,2 |
5 |
Умение выстраивать взаимодействие с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
5 |
4,1 |
Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.
Сопоставление оценок значимости и сформированности профессиональных компетенций в группах опрошенных показало, что весь перечень компетенций респонденты считают значимыми. Анализ выявил практически полное совпадение по наиболее значимым, и в целом на достаточном уровне сформированным, профессиональным компетенциям (по самооценке социальными координаторами, участвующими в исследовании) (табл. 1).
Полученные результаты позволяют выявить наиболее актуальные для развития компетенции и детализировать в конкретных знаниях и умениях, существенно влияющих на качество и успешность деятельности данных специалистов.
Оценка респондентами значимости личностных качеств социального координатора показала, что в перечень наиболее важных вошли ответственность (95,6% опрошенных поставили на 1-е место), компетентность в общении и взаимодействии (93%), эмоциональный интеллект (92%) и стрессоустойчивость (92%). Обращает на себя внимание, что практически всеми участниками признается высокая значимость эмоционального интеллекта, и в первую очередь эмпатии.
Эмпатия, как одна из составляющих эмоционального интеллекта у респондентов, по их оценкам, выражена на высоком уровне и проявляется в способности выслушивать (90%), эмоционально поддерживать других людей (93%), вызывать положительные эмоции (63%).
Коммуникативные навыки и способность устанавливать доброжелательные отношения присущи большинству респондентов (83%) и проявляются через инициативу в коммуникации (66%) и умении поддерживать общение с новыми людьми даже в случае неудач (50%).
В целом высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций и развитая эмпатия свидетельствуют о профессиональной пригодности участников исследования к данному виду трудовой деятельности, являются залогом успешной ее реализации.
Ключевым фактором, потенциально негативно влияющим на деятельность социального координатора, выступает хронический производственный стресс. Изучение проявлений стресса и стрессоустойчивости респондентов показало, что, по их оценкам, уровень стресса у них за последнее время либо изменился в сторону повышения (36%), либо остался на прежнем уровне (45%). Проявления стресса чаще всего выражены в ухудшении здоровья (30%), психоэмоциональном напряжении и переживаниях (45%).
Одно из направлений исследования затрагивало вопросы эффективных, с точки зрения респондентов, форм и методов обучения. Самые низкие значения получили такие традиционные формы, как лекции и семинары, а также самообучение. В то время как практико-ориентированные формы и методы, такие как обмен опытом, разбор проблемных вопросов и задач, респонденты считают наиболее результативными.
Анализ учебных планов подготовки социальных координаторов по программе повышения квалификации «Социальный координатор» в рамках проекта «Защитники Отечества» показал, что они направлены, в большей степени, на освоение «мягких навыков» – развитие, прежде всего, личностных компетенций.
Таблица 2
Учебный план подготовки социальных координаторов (фрагмент)
Наименование темы |
Содержание темы |
Затраты труда, час. |
Мышление и ценности. Организационный аспект коммуникаций |
Внутренние ценнностные основания, значение и роль мотивации, ценностей, смыслов профессиональной деятельности, субъекты профессиональной деятельности, интерактивный практикум «Прикладная модель работы социального координатора» |
8 |
Деятельность социального координатора |
Требования к социальным координаторам, порядок взаимодействия сотрудников Фонда с органами исполнительной власти и НКО, права и обязанности, основные функции и принципы деятельности |
6 |
Компетенции социального координатора |
Знания по трудовым вопросам согласно требованиям нормативных документов, умение определять порядок и условия оказания помощи, умение мыслить стратегически, рационально использовать служебное время и достигать результата, коммуникативные умения |
8 |
Личностный аспект коммуникаций социального координатора с участниками СВО и их семьями |
Особенности поведения и сложности взаимодействия, профессионально-ролевые модели с участниками СВО, особенности взаимодействия с людьми с ПТСР и СДВГ |
6 |
Всего часов |
28 |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Таблица 3
Формы и методы развития компетенций социальных координаторов
Компетенции |
Метод / инструмент |
Формируемые компетенции |
Ценностно- смысловые |
Встречи с общественными деятелями, государственными служащими, обмен опытом |
Альтруистические мотивы к деятельности, стремление реализовывать успешный опыт помощи |
Семинар «Основы ценностей и смыслов в профессиональной деятельности» |
||
Профессиональные |
Деловая игра «Вызов времени» |
Выполнение организационной работы при реализации конкретных мероприятий, межведомственная коммуникация |
Кейс-технология «Конкретный случай» |
Определение порядка и конкретных условий реализации поддержки, умение рационально использовать служебное время и достигать результатов |
|
Личностные |
Тренинг на развитие стрессоустойчивости и личностной эффективности |
Коммуникативные умения, стрессоустойчивость, работоспособность |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Авторами предложена модификация учебного плана (табл. 2), направленного на формирование профессиональных компетенций социального координатора. Основным направлением подготовки выступает формирование навыков взаимодействия с участниками СВО и их семьями.
На основе оценки респондентами эффективности методов обучения следует рекомендовать применение интерактивных и практико-ориентированных форм работы, направленных на формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций социального координатора по группам: ценностно-смысловые, профессиональные и личностные компетенции (табл. 3).
Предложенные методы соответствуют современному формату обучения и направлены на освоение наиболее сложно формируемых компетенций.
Выводы
Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые качества социального координатора, подтвердить необходимость гармоничного сочетания профессиональных, личностных и ценностно-смысловых компетенций. Их формирование в ходе специально организованного обучения с применением современных форм и методов будет способствовать успешности профессиональной деятельности.
Социальный координатор играет ключевую роль в системе социальной поддержки участников СВО и членов их семей, интегрируя функции социальной, психологической и юридической помощи. Успешное выполнение функций социального координатора требует профессиональной подготовки, формирования значимых профессиональных и личностных компетенций. Учитывая специфику трудовой деятельности, сложность объекта и предмета труда (люди в трудной жизненной ситуации, комплексная социальная помощь и поддержка), необходимо предусмотреть разработку и внедрение специализированных образовательных программ профессиональной подготовки для данной категории специалистов, а также рекомендовать разработку методических материалов для реализации программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов и студентов СПО и ВО, потенциальных представителей профессии «социальный координатор».
Библиографическая ссылка
Масилова М.Г., Богдан Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 126-131;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40450 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40450