Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ

Масилова М.Г. 1 Богдан Н.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет»
2 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Современные социально-экономические и политические изменения в России требуют создания новых институтов, обеспечивающих поддержку наиболее уязвимых категорий населения. Одним из таких институтов сегодня становится профессия социального координатора, введенная для оказания помощи участникам специальной военной операции и их семьям. Цель данного исследования – выявить ключевые компетенции социальных координаторов, значимо влияющие на их деятельность, а также определить основные способы их формирования и развития. В статье рассматриваются ключевые аспекты профессии социального координатора, её роль в структуре социальной работы и в системе социономических профессий в целом. Изложены результаты исследования профессиональных, ценностно-смысловых и личностных компетенций социальных координаторов, уровня их стрессоустойчивости. В исследовании применены несколько психологических методик, с помощью которых выявлены наиболее значимые компетенции, установлена степень их выраженности и востребованности. Обобщены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются социальные координаторы в процессе практической деятельности. Приведены результаты анализа программ повышения квалификации. На основе оценки респондентов выявлены наиболее эффективные формы и методы обучения, которые следует использовать при подготовке социальных координаторов. Предложены конкретные направления подготовки социальных координаторов с учетом результатов исследования.
социономические профессии
социальный координатор
профессиональные и личностные компетенции
формирование профессиональных компетенций
повышение квалификации
формы и методы обучения взрослых
1. О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества: Указ Президента Российской Федерации от 03.04.2023 № 232 (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2023 № 73795) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202304030001 (дата обращения: 14.05.2025).
2. Об утверждении требований к социальным координаторам, включая требования к их подготовке, и правила их деятельности: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 апреля 2023 г. № 429н [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306090003 (дата обращения: 09.05.2025).
3. Корякин В.М. Государственный фонд «Защитники отечества» как специальный субъект военно-социальной политики Российской Федерации // Военное право. 2024. № 3 (85). С. 119-130. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/8611 (дата обращения: 14.05.2025). EDN: OXFGOD.
4. Шалыгина О.В., Фирсова Т.И., Баранов И.С. Социальные координаторы – новая профессия // Отечественный журнал социальной работы. 2023. № 4 (95). С. 133-139. URL: https://www.socialmag.org/contents-2023-4 (дата обращения: 14.05.2025). EDN: IDWQAA.
5. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. C. 186-190. URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/57556/4 (дата обращения: 15.04.2025). EDN: RDQYGD.
6. Ермолаева Е.П. Этика и целесообразность в социальной практике профессионалов // Вестник университета. 2009. № 34. С. 37-39. EDN: SFVBXB.
7. Петрова Л.Е. Обучение социальных координаторов – шаг навстречу вызовам Российской реальности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 4 (48). С. 211-218. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54768995 (дата обращения: 10.05.2025). EDN: FIHTKR.
8. Боднар Д.А., Ковалева А.В. Организация службы социальных координаторов в Хабаровском крае // Материалы I региональной студенческой конференции к 65-летию ТОГУ: Материалы конференции, Хабаровск, 27–28 апреля 2023 года / под ред. Е.А. Мазур. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. С. 36-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54473240 (дата обращения: 11.05.2025). EDN: EVEJIG.
9. Рыбакова О.В., Антропова Ю.А., Ветошкина В.М., Корякина А.О., Савина М.И. Отношение клиентов и работодателей к профессии социальный координатор // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 8 (43). С. 48-51. URL: https://science.russia-school.com/books/collection-8-44.pdf (дата обращения: 11.05.2025). EDN: WFSNFT.
10. Беставашвили И.Р. Социальные координаторы в больницах // Московская медицина. 2023. № 4 (56). С. 88-91. URL: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/zhurnal-moskovskaya-meditsina/intervyu/sotsialnye-koordinatory-v-bolnitsakh (дата обращения: 12.05.2025). EDN: IBYFQQ.
11. Кравчук А.А. Пациентоориентированная среда: социальные координаторы, администраторы, психологи // Московская медицина. 2023. № 3 (55). С. 74-79. URL: https://niioz.ru/upload/iblock/e19/e1946897ce0497588c811ef66e25933a.pdf (дата обращения: 10.05.2025). EDN: NWGMNM.
12. Саралиева З.М., Судьин С.А. Социальный координатор как новая ипостась социального работника: к вопросу о сверхзаботе как сверхзадаче социальной работы в современной России // Отечественный журнал социальной работы. 2022. № 3 (90). С. 78-84. URL: https://www.socialmag.org/contents-2022-3 (дата обращения: 14.05.2025). EDN: LBIXLY.
13. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Москва: Московский психолого-социальный университет, 2004. 599 с. (Библиотека психолога). ISBN: 5-89502-504-8. EDN: QXMAWB.
14. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие». 1991. 19 с. URL: https://psytests.org/life/otec-run.html (дата обращения: 14.05.2025).
15. Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Издание 2-е, дополненное и переработанное. Москва: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. 720 с. ISBN: 5-89939-086-7. EDN: ZUAQOO.

Введение

Современная социальная система переживает этап глубоких трансформаций, вызванных ускоренными изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Одной из ключевых задач государства в этих условиях становится обеспечение поддержки наиболее уязвимых слоёв населения, и в первую очередь участников специальной военной операции (СВО) и их семей. Решение этой задачи потребовало создания новых институтов, адаптированных к специфическим потребностям целевой аудитории.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.04.2023 № 232 создан Государственный фонд поддержки участников СВО «Защитники Отечества» и учреждена профессия «социальный координатор» [1]. Профессия социального координатора призвана модернизировать традиционный подход к оказанию социальной помощи участникам боевых действий, включая медицинское, психологическое, юридическое сопровождение, а также содействие в получении государственных льгот и гарантий.

Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны нормативные требования к деятельности социальных координаторов. В настоящее время основополагающим документом, регламентирующим деятельность социальных координаторов, является Приказ Минтруда от 28 апреля 2023 г. № 429н «Об утверждении требований к социальным координаторам, включая требования к их подготовке, и правила их деятельности» [2]. В Приказе изложены требования к квалификации социального координатора, определены их функции, права и обязанности, установлены процедуры реализации ими мер социальной поддержки участникам и ветеранам СВО.

Несмотря на признание деятельности социальных координаторов со стороны государства как наиболее результативной среди существующих подходов в сфере социальной работы, на данный момент крайне мало исследований, результаты которых могли бы применяться в практике организации труда этой категории специалистов. Так, за последние три года в базе РИНЦ зарегистрировано менее десяти публикаций, посвященных опыту работы социальных координаторов (В.М. Корякин [3], О.В. Шалыгина, Т.И. Фирсова, И.С. Баранов [4]). В то же время изучение профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов позволит совершенствовать практику их подготовки к работе в специфических условиях нового вида профессиональной деятельности.

Цель данного исследования заключается в выявлении ключевых профессиональных и личностных компетенций социальных координаторов, значимо влияющих на деятельность, и определение основных способов их формирования и развития.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялся теоретический анализ научных публикаций, анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности социального координатора, а также проведено прикладное социологическое исследование с участием социальных координаторов, проходящих обучение в рамках программы дополнительного профессионального образования в СИУ РАНХиГС (2023-2025 гг.).

Результаты исследования и их обсуждение

Профессия «социальный координатор» относится к профессиям социономического типа, но при этом охватывает более широкий спектр задач и обязанностей, направленных преимущественно на социальную поддержку и улучшение качества жизни участников и ветеранов СВО. Характеристика социономических профессий, представленная в трудах С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаева, позволяет сделать вывод, что к ним относятся профессии, в которых субъект помогающей деятельности целенаправленно применяет специальные знания и навыки для улучшения качества жизни граждан [5]. Согласно системному подходу (Е.П. Ермолаева и др.) значимой характеристикой представителей социономических профессий является ценностное отношение к своей профессии, морально-нравственные принципы по отношению к объекту деятельности [6].

Особенности труда социального координатора рассматриваются, как правило, в рамках традиционного для отечественной психологии деятельностного подхода (Е.Л. Петрова [7], Д.А. Боднар, А.В. Ковалева [8], А.А. Кравчук, И.Р. Беставашвили, С.А. Судьин, О.В. Рыбакова, Ю.А. Антропова, В.М. Ветошкина [9]). При этом Петрова Е.Л. определяет социального координатора как «специалиста, осуществляющего индивидуальную, доверительную коммуникацию с подопечными, посредством которой предоставляется возможность оказания различных видов помощи», то есть акцент делается на коммуникации как инструменте [7]. Ряд исследователей (И.Р. Беставашвили, А.А. Кравчук, З.М. Саралиева, С.А. Судьин) рассматривают деятельность социального координатора достаточно узко, как волонтерскую помощь пациентам в медицинских учреждениях [10-12].

Авторское понимание профессии «социальный координатор» является двухаспектным: с одной стороны, профессиональная деятельность данных специалистов высоко востребована в обществе в силу происходящих событий, является социально и психологически сложной, задействует не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества работников и, как следствие, требует серьезной подготовки, в том числе финансовых ресурсов. С другой стороны, в реестре социономических профессий присутствует профессия «социальный работник», хорошо изученная, нормативно и методически обеспеченная, с налаженным процессом подготовки данных специалистов. Очевидно, что издержки при осуществлении деятельности социальных работников, их недостаточное знание правовых основ помогающей работы, неумение координировать и устанавливать взаимодействие государственных органов и организаций с гражданами и привело к необходимости введения новой профессии с направленностью на эти услуги. Однако применяемый нередко в менеджменте подход, когда вместо улучшения исполнения одних функций принимаются меры по передаче их другим должностям, нельзя признать целесообразным в силу его высокой затратности.

Вместе с тем в настоящее время крайне недостаточно публикаций, отражающих содержательные, методологические и методические стороны нового вида социономической профессии. Слабая изученность проблематики приводит к нечеткости понимания специфической роли, задач и функций данных специалистов и, как следствие, отсутствию эффективных программ их подготовки.

В основу настоящего исследования положена концепция, связывающая характер деятельности с квалификационными требованиями и системой профессиональных и личностных компетенций. Квалификационными требованиями установлено, что социальный координатор, помимо необходимого уровня образования и опыта работы, должен обладать развитыми коммуникативными навыками, эмпатией, терпимостью, умением управлять стрессом и поддерживать высокий уровень профессионализма в различных, нередко сложных и нестандартных ситуациях [2]. Исходя из этого авторами предпринято социологическое исследование. В качестве инструментария исследования использовались психологические методики: «Оценка уровня профессиональной идентичности» [13, с. 541], «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) [14, с. 9]; опросник «Коммуникативная социальная компетентность» [15, с. 652].

Исследование проводилось на группах социальных координаторов, общая численность составила 236 респондентов, из которых 82% – женщины. Стаж работы социальным координатором у большинства респондентов не превышает 6 месяцев, что связано с новизной профессии. Часть респондентов (22%) составили ветераны боевых действий и участники СВО, а также их родственники. Таким образом, в большинстве своем это люди, в основном осознающие специфику деятельности, что подтверждается результатами социологического исследования. Так, подавляющее большинство опрошенных в ходе анкетирования (96%) показали знание и понимание сущности и специфики избранной профессии и своей роли. Основными мотивами выбора профессии социального координатора являются альтруистические побуждения (53%) и наличие успешного опыта помощи другим (29%). Причины выбора работы основываются на мотивах: стремление быть полезным (41%), выполнение общественно важной работы (21%). Видение роли социального координатора в профессиональной деятельности варьируется, однако наиболее значимыми являются роли помощника (51%) и куратора (36%).

Интерпретация результатов изучения терминальных ценностей и жизненных сфер показывает, что избранная профессиональная деятельность соответствует системе жизненных ценностей социальных координаторов по таким шкалам, как «духовное удовлетворение», «достижение результатов» и «активные социальные контакты» (рисунок).

В целом можно сделать вывод о гармоничном и непротиворечивом профиле жизненных ценностей опрошенных социальных координаторов и их соответствии профессиональным ценностям.

При оценке степени выраженности профессиональной идентичности социальных координаторов установлено, что наиболее важными характеристиками, ассоциируемыми с профессиональной деятельностью респондентов, являются компетентность (4,8 балла из 5 максимальных), внимательность и активность (4,3). На втором месте оказались образованность и опыт (3,5). Несмотря на в целом положительные аспекты восприятия профессии, работа социального координатора характеризуется как интересная (средний балл 5,0), но трудная (4,2) и даже тяжелая (3,0), что указывает на сложность решаемых задач. C целью уточнения причин, вызывающих сложности в работе социальных координаторов, проведен анализ факторов, значимо влияющих на качество труда. По мнению респондентов, основополагающим фактором является наличие конкретных знаний в сфере законодательства о социальной помощи и поддержке (49%), понимание структуры и полномочий органов государственной власти и служб социальной сферы (31%), умение ориентироваться в изменениях законодательного обеспечения социальной помощи (28%). Выбор этих знаний и умений свидетельствует о необходимости серьезной правовой подготовки социальных координаторов.

Таблица 1

Результаты оценки степени значимости и сформированности профессиональных компетенций социального координатора (в баллах по 5-балльной шкале, среднее значение)

Профессиональные компетенции

Значимость

компетенции

Сформированность компетенции

1

Умение следовать алгоритмам и инструкциям, описывающим порядок действий при выполнении профессиональных задач

5

4

2

Умение взаимодействовать с должностными лицами, органами исполнительной власти и организациями по служебным вопросам

5

3,9

3

Умение анализировать ситуацию, понимать ее причины и делать выводы

5

4,3

4

Умение планировать социальную помощь и реализовывать ее в соответствии с планом

4,9

4,2

5

Умение выстраивать взаимодействие с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

5

4,1

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

Сопоставление оценок значимости и сформированности профессиональных компетенций в группах опрошенных показало, что весь перечень компетенций респонденты считают значимыми. Анализ выявил практически полное совпадение по наиболее значимым, и в целом на достаточном уровне сформированным, профессиональным компетенциям (по самооценке социальными координаторами, участвующими в исследовании) (табл. 1).

Полученные результаты позволяют выявить наиболее актуальные для развития компетенции и детализировать в конкретных знаниях и умениях, существенно влияющих на качество и успешность деятельности данных специалистов.

Оценка респондентами значимости личностных качеств социального координатора показала, что в перечень наиболее важных вошли ответственность (95,6% опрошенных поставили на 1-е место), компетентность в общении и взаимодействии (93%), эмоциональный интеллект (92%) и стрессоустойчивость (92%). Обращает на себя внимание, что практически всеми участниками признается высокая значимость эмоционального интеллекта, и в первую очередь эмпатии.

Эмпатия, как одна из составляющих эмоционального интеллекта у респондентов, по их оценкам, выражена на высоком уровне и проявляется в способности выслушивать (90%), эмоционально поддерживать других людей (93%), вызывать положительные эмоции (63%).

Коммуникативные навыки и способность устанавливать доброжелательные отношения присущи большинству респондентов (83%) и проявляются через инициативу в коммуникации (66%) и умении поддерживать общение с новыми людьми даже в случае неудач (50%).

В целом высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций и развитая эмпатия свидетельствуют о профессиональной пригодности участников исследования к данному виду трудовой деятельности, являются залогом успешной ее реализации.

Ключевым фактором, потенциально негативно влияющим на деятельность социального координатора, выступает хронический производственный стресс. Изучение проявлений стресса и стрессоустойчивости респондентов показало, что, по их оценкам, уровень стресса у них за последнее время либо изменился в сторону повышения (36%), либо остался на прежнем уровне (45%). Проявления стресса чаще всего выражены в ухудшении здоровья (30%), психоэмоциональном напряжении и переживаниях (45%).

Одно из направлений исследования затрагивало вопросы эффективных, с точки зрения респондентов, форм и методов обучения. Самые низкие значения получили такие традиционные формы, как лекции и семинары, а также самообучение. В то время как практико-ориентированные формы и методы, такие как обмен опытом, разбор проблемных вопросов и задач, респонденты считают наиболее результативными.

Анализ учебных планов подготовки социальных координаторов по программе повышения квалификации «Социальный координатор» в рамках проекта «Защитники Отечества» показал, что они направлены, в большей степени, на освоение «мягких навыков» – развитие, прежде всего, личностных компетенций.

Таблица 2

Учебный план подготовки социальных координаторов (фрагмент)

Наименование темы

Содержание темы

Затраты труда, час.

Мышление и ценности. Организационный аспект коммуникаций

Внутренние ценнностные основания, значение и роль мотивации, ценностей, смыслов профессиональной деятельности, субъекты профессиональной деятельности, интерактивный практикум «Прикладная модель работы социального координатора»

8

Деятельность социального координатора

Требования к социальным координаторам, порядок взаимодействия сотрудников Фонда с органами исполнительной власти и НКО, права и обязанности, основные функции и принципы деятельности

6

Компетенции социального координатора

Знания по трудовым вопросам согласно требованиям нормативных документов, умение определять порядок и условия оказания помощи, умение мыслить стратегически, рационально использовать служебное время и достигать результата, коммуникативные умения

8

Личностный аспект коммуникаций социального координатора с участниками СВО и их семьями

Особенности поведения и сложности взаимодействия, профессионально-ролевые модели с участниками СВО, особенности взаимодействия с людьми с ПТСР и СДВГ

6

Всего часов

28

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Таблица 3

Формы и методы развития компетенций социальных координаторов

Компетенции

Метод / инструмент

Формируемые компетенции

Ценностно-

смысловые

Встречи с общественными деятелями, государственными служащими, обмен опытом

Альтруистические мотивы к деятельности, стремление реализовывать успешный опыт помощи

Семинар «Основы ценностей и смыслов в профессиональной деятельности»

Профессиональные

Деловая игра «Вызов времени»

Выполнение организационной работы при реализации конкретных мероприятий, межведомственная коммуникация

Кейс-технология

«Конкретный случай»

Определение порядка и конкретных условий реализации поддержки, умение рационально использовать служебное время и достигать результатов

Личностные

Тренинг на развитие стрессоустойчивости и личностной эффективности

Коммуникативные умения, стрессоустойчивость, работоспособность

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

Авторами предложена модификация учебного плана (табл. 2), направленного на формирование профессиональных компетенций социального координатора. Основным направлением подготовки выступает формирование навыков взаимодействия с участниками СВО и их семьями.

На основе оценки респондентами эффективности методов обучения следует рекомендовать применение интерактивных и практико-ориентированных форм работы, направленных на формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций социального координатора по группам: ценностно-смысловые, профессиональные и личностные компетенции (табл. 3).

Предложенные методы соответствуют современному формату обучения и направлены на освоение наиболее сложно формируемых компетенций.

Выводы

Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые качества социального координатора, подтвердить необходимость гармоничного сочетания профессиональных, личностных и ценностно-смысловых компетенций. Их формирование в ходе специально организованного обучения с применением современных форм и методов будет способствовать успешности профессиональной деятельности.

Социальный координатор играет ключевую роль в системе социальной поддержки участников СВО и членов их семей, интегрируя функции социальной, психологической и юридической помощи. Успешное выполнение функций социального координатора требует профессиональной подготовки, формирования значимых профессиональных и личностных компетенций. Учитывая специфику трудовой деятельности, сложность объекта и предмета труда (люди в трудной жизненной ситуации, комплексная социальная помощь и поддержка), необходимо предусмотреть разработку и внедрение специализированных образовательных программ профессиональной подготовки для данной категории специалистов, а также рекомендовать разработку методических материалов для реализации программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов и студентов СПО и ВО, потенциальных представителей профессии «социальный координатор».


Библиографическая ссылка

Масилова М.Г., Богдан Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 126-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40450 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40450